Разъяснения по оплате за горячую воду неоднократно печатались на сайте нашей компании, а также в городских печатных СМИ. В дополнение к этому сообщаю следующее.
В соответствии с п.7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.04гN 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (с изменениями на 07.12.11г.) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ОКК) – это ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с ОКК за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей.
Разделы II и VIII Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.08гN 520 (с изменениями на 08.06.11г.) определяют систему тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса, в том числе горячего водоснабжения (ГВС).
В соответствии с пунктом 7 Основ тарифы на ГВС,холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод дифференцируются на: одноставочный тариф (ставку платы за потребление коммунальной услуги (КУ) за 1м3) идвухставочный тариф, состоящий из а)ставки платы за потребление КУ за 1м3 и ставки платы за содержание системы КУ из расчета платы за 1 м3 соответствующей услуги.
Согласно п. 48 Основ, тарифы на ГВС включают в себя стоимость 1 м3 холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м3холодной воды до нормативной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.04г №109.
Метод. указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности ОКК, утвержденными Приказом Минрегиона России 15.02.11г №47 (далее МУ №47), уточнены приведенные выше Основы. В соответствии с п.7 МУ№47 тарифы на ГВС и соответствующиенадбавки к ним таким тарифам устанавливаютсяпри закрытых ситемах теплоснабжения – в системах, в которых не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети. Если тарифы на холодную воду установлены в виде одноставочных тарифов, то и тарифы на ГВС устанавливаются одностовочные - из расчета платы за 1 куб. метр. Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, то и тариф на ГВС устанавливается двуставочным, включающим ставки платы за потребление ГВС из расчета платы за 1 м3 ГВС и ставки платы за содержание системы ГВС за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если ГВС осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (при открытой системе теплоснабжения), потребители оплачивают: тепловую энергию (мощность), используемую для целей ГВС, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ ирасход теплоносителя на цели ГВС исходя из удельной стоимости подготовки 1 м3 соответствующей теплоснабжающей организацией.
Учитывая п.7 и 48 Основ ценооразования, указанные тарифы в открытой системе ГВС являются одноставочным и должны определяться на 1м3 горячей воды.
Тарифы с января 2011 года по июнь 2012г утверждены РЭК ТО в следующих размерах: на теплоэнергию за 1 Гкал: 615,52 руб без НДС(Приказы от 29.11.10г №696-нп и №255-нп от 29.10.10), на водоотведение - 16,83 руб, на хол водосн-е - 11,54 руб с НДС за 1м3 (Приказы №687-нп и 688-нп от 29.11.10г), на теплоноситель – 13,81 руб за 1м3и являются неизменными до их изменения уполномоченным органом. Указанные тарифы на тепловую энергию и теплоноситель являются компонетами тарифа за 1м3
Расчет КУ основан на Правилах предоставления КУ, утвержденных Постановлением ПРавительства РФ от 23.05.06г №307, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 06.05.11г №354, предусмотривающих возможность начисления КУ, отличное от нормативов в случае, если дома оборудованы общедомовыми ПУ (силами нашей компании до мая 2011 года была произведена на всех домахустановка общедомовых приборов учета холодной и горячей воды). Однако, постановлением 354 от 06.05.11г изменения в части оплаты собственниками расходов КУ на общедомовые нужды в Правила, утвержденные постановлением 307 от 23.05.06г не внесены, а сами 354 Правила в этой части также не вступили в законную силу
Согласночастям 1,2 и 5ст. 13 Федерального закона от 23.11. 09 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (с изменениями от 08.05, 27.07.10 г.) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета (далее ПУ) используемых энергетических ресурсов (ч.1);расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных, подтвержденных ПУ;расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета ПУ с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленныхв соответствии с законодательством РФ, таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании приборов учета. Для чего до 1 июля 2012 года собственники помещений в МКД обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми ПУ и ИПУ используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч.5).
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за КУ рассчитывается исходя из объема потребляемых КУ, определяемого по показаниям ПУ, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления КУ, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в установленном порядке.
Размер платы (руб.) за КУ в МКД, оборудованном ОДПУ, и в котором все помещения не оборудованы ИПУ, пределяютсяна основании формулы (6)п/п 1 п.2 приложения №2 к Правилам, утвержденныv Правительства РФ от 23.05.06 г. N 307:
Pkу2.i = (VD– Σ Vnk.i)х Tкуx (ni/nD), где VD- объем (количество) КУ – по данным ОДПУ МКД; Vnk.i- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в i-том нежилом помещении;Tку - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ - руб./м3; ni- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении(чел.); nD- количество граждан, проживающих во всех жилыхпомещениях дома, не оборудованныхИПУ (чел.).
Размер платы (руб.) за КУ в МКД, оборудованном ОДПУ, и в котором есть одновременно помещении, как оборудованные, так и не оборудованные ИПУ, определяется по формуле (9) п/п 1 п.3 приложения №2 к Правилам, утвержденныv Правительства РФ от 23.05.06 г. N 307:
Pkу3.i = (VD/ (Vn.p+Vn.n))х Viх Tку, где VD- объем (количество) КУ – по данным общедомового прибора учета МКД; Vn.p- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных ИПУ; Vn.n- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных ИПУ, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;Vi – объем потребления услуг в конкретном помещении, определенном на основании ИПУ, или, при их отсутствии, – по нормативам;Tку - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ - руб./м3.
Таким образом, приведенные выше формулы напмравлены на то, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании приборов учета.
С учетом вышеизложенного, во избежание формирования потерь и убытков, учитывая позицию законодателя о стимулировании собственников устанавливать ИПУ, порядок расчета платы и определения объема предъявляемого коммунального ресурса по жилым помещениям, в которых не установлены приборы учета, и при наличии общедомовых приборов учета,определяетсяна основании агрегированной формулы, определенной на основании формулы (6) приложения №2 к Правилам, утвержденныv Правительства РФ от 23.05.06 г. N 307: Pkу2.i = VDnх Tкуx (ni/nD), где VDn- объем (количество) КУ, фактически потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных ПУ, определенный как показания общедомового прибора учета(м3), уменьшенные на объем потребления в помещениях, в которых установлены ИПУ; Tку - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ - руб./м3; ni- количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении(чел.); nD- количество граждан, проживающих в помещениях дома, не оборудованныхИПУ (чел.).
Плата за водоотведение определяется исходя из объема потребления ГВС и ХВС.
В соответствии с изложенным выше, фактический размер платы за ГВС и ХВС ( в части объемов коммунальных услуг) по указанным домам составил:
Выше я указывал зависимость стоимости воды от ее фактической температуры: чем температура воды выше, тем объема тепловой энергии в ней больше, тем дороже за единицу (м3) будет вода, однако, понятно, что чем вода горячее, тем меньше ее потребляется (январь 12 года – исключение, на величину объема здесь повлияло также большое количество праздничных дней).
Качество услуги по ГВС не зависит от управляющей компании: температру подаваемого теплоносителя определяет ресурсоснабжающая компания (например, ООО «Конаковская водогрейная котельная» - РСО) и эта температура зависит от обеспечения циркуляции теплоносителя: если теплоноситель подается по двум трубопроводам (обратному и прямому), то циркуляция с восполнением «свежего» теплоносителя из магистрального трубопровода обеспечивается, и температура ГВС соответствует норме (от 57ºС до 70ºС), в противном случае в определенный период времени, когда в доме отсутствует водоразбор, особенно в ночное время, при отсутствии внешней циркуляции теплоноситель во внутридомовой разводке до сетевых колодцев будет остывать, что приведет к необходимости сливать первым потребителям в доме определенный объем теплоносителя из сети до тех пор, пока не возобновится забор свежей (горячей) воды из магистрального трубопровода. При этом управляющая компания не согласовывает РСО подачу некачественной энергии, и, в свою очередь, обращается в соответствующие надзорные и контролирующие инстанции для решения вопроса. Однако, и РСО можно понять: отсутствие циркуляции, как правило, связано с ремонтом магистральных сетей для подготовки их эксплуатации в осенне-зимний период, при таких обстоятельствах, РСО могли бы полностью отключать подачу ГВС на дома, и люди бы оставались полностью без воды (кстати, собственники, на наш взгляд, вправе отказаться от услуги ГВС на период ее несоответствия качеству, проголосовав на общем собрании, но в этом случае вода будет отключена для всего дома; насколько нам известно, жители на это не пойдут).
Для лиц, у которых отсутствуют ИПУ, и оплата КУ которыми производится согласно расчетныхзначений, но, с учетом действия указанны выше Методических указаний Минрегиона от 15.02.11г №47, расчет платы за горячую воду учитывающийфактический объем потребленного теплоносителя и тепловую энергию для целей ГВС (Гкл в 1м3), итак зависит от t ºС теплоносителя – и чем она будет выше, тем дороже будет стоить 1 м3 ГВС, чем она ниже – тем дешевле, так как это взаимозависимые значения).
Лица, имеющие ИПУ, вправе не использовать некачественную воду, так как они оплачивают услуги только за объемы, зафиксированные ИПУ. При использовании такой воды с одновременным требованием о снижении за нее платы будет являться злоупотреблением правами, так как потребитель знает, что вода некачественная в период отсутствия водоразбора, и имеет возможность не использовать некачественную воду в указанное время и, соответственно, за нее не платить. При таких обстоятельствах, учитывая, что слив воды – это прямая воля лица, имеющего ИПУ, такое лицо обязано оплачивать воду, которую сливает по собственной воле, имея возможность ее не потреблять, и не оплачивать, когда иные жильцы, не имеющие ИПУ, будут оплачивать за воду в независимости от того, пользовались ли они этой водой, или нет, согласно действующим Правилам предоставления КУ гражданам. При этомнеобходимо обратить внимание, что, как правило, в период интенсивного водоразбора, вода соответствует возможным параметрам качества.
Анализ данных согласно общедомовых приборов учета показывает, что нормативные объемы не соответствуют фактическим объемам потребления граждан,и это связано, на наш взгляд, со следующими основаниями: 1. Сами нормативы не соответствуют потребностям современного человека; 2. Использование воды на общедомовые нужды; 3. Одна из самых главных причин, как мы полагаем: проживание в квартирах незарегистрированных в расчетной службе граждан: это собственники, не прописанные, но проживающие(например, москвичи, использующие квартиры в г. Конаково под летние дачи), это наниматели и арендаторы, которым собственники сдают квартиры (в некоторых квартирах численность таких жильцов достигает до 10-15 человек!); это лица, якобы не проживающие в помещениии представляющие в расчетный отдел оправдательные документы на снятие платежей за коммунальные услуги, но на самом деле живущие и пользующиеся (постоянно или временно) в помещениях (например, якобы живущие в садово-дачных товариществах, но регулярно приезжающие по вечерам или в выходные домой для помывки и стирки – а именно для этих целей используется наибольший объем воды).
При оплате коммунальных услуг (КУ) в текущем месяце за текущий месяц возможны отклонения в размерах платежей на 01 число месяца, следующего за расчетным, так как определение размеров платежей определяются в конце расчетного периода (в 30-х числах), а в течение расчетного месяца действуют тарифы и ставки платежей по предыдущим месяцам, подлежащие корректировки в установленном порядке. В связи с этим, если Вы или Ваши соседи по дому оплатили, например, за сентябрь – в сентябре по тарифам и объемам, действующим в июне (или в иных периодах), то в октябре сумма надоплаченных за сентябрь средств будут предъявлены в виде задолженности по коммунальным услугам.
В соответствии с действующим законодательством граждане вправе оплачивать КУ до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Это установлено для того, чтобы специалисты управляющей компании имели время для расчета размеров платежей за истекший месц, так как указанные расчеты производятся в диапозоне с 27 по 31 число месяца, когда снимаются и обрабатываются данные общедомовых приборов учета. В противном случаеу гражданвсегда будут формироваться либо задолженность, либо переплата.
Просим отнестись к данному вопросу с пониманием.
В каждую квартиру были направлены письменные разъяснения с выдержкой из нормативных актов (спец приложение к газете "Конаковскяа панорама" от 07.07.2011г) и будут направлены в приложении к газете от 04.08.11г, публикуемые ниже
Дополнено от 15.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о том, что ООО "Конаковский Жилфонд" в соответствии с Приказом ГУ "ГЖИ" 16-ОД от 09.04.2015г. выдана лицензия на право управления МКД №001 (дата регистрации 10.04.2015г.), с чем нас и поздравляем!!!!!
Дополнено от 24.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о вручении 20.04.15г. в торжественной обстановке 8-ми управляющим компаниям Тверской области лицензий на право управления МКД, среди которых - и наша компания ООО "Конаковский Жилфонд", получившая лицензию №000001 серии 069 000001 от 10.04.15г. Также с Фоторепортажем можно знакомиться здесь.