ООО Управляющая компания
КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД

Признаны частично недействующими нормы, касающиеся сброса сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (АО АК ВС РФ от 25.09.14 г. N АПЛ14-393)

 

18.10.2014

Признаны частично недействующими нормы, касающиеся сброса сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (АО АК ВС РФ от 25.09.14 г. N АПЛ14-393)

Признаны частично недействующими нормы, касающиеся сброса сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (АО АК ВС РФ  от 25.09.14 г. N  АПЛ14-393)





Оспаривались отдельные пункты СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" и СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Они запрещают сбрасывать промышленные, сельскохозяйственные, городские сточные воды, а также организованно сбрасывать ливневые сточные воды в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные гигиенические нормативы. 
Из этого следует, что СанПиН разрешают сбрасывать в водные объекты, расположенные в пределах второго пояса зон санитарной охраны, сточные воды, в которых содержание загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные нормативы. 
Верховный Суд РФ отказал в признании оспариваемых положений недействующими. 
Но Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ не согласилась с таким решением. Она признала эти нормы недействующими в части, разрешающей сброс хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после 31 декабря 2006 г., промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. 
Дело в том, что Водный кодекс (ВК) РФ полностью запрещает сбрасывать сточные, в т. ч. дренажные, воды в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Исключение сделано только для объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие ВК РФ (1 января 2007 г.). Сброс сточных, в т. ч. дренажных, вод, соответствующих санитарным правилам и нормам, в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможен лишь перечисленными объектами. Такой сброс иными объектами недопустим



Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N АПЛ14-393 О признании недействующими абзаца шестого пункта 4.1.2 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г., и пункта 3.3.3.4 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. № 10

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Попова В.В.

при секретаре Пулине А.В.

с участием прокурора Степановой Л.E.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ксенофонтова П.А. о признании недействующим абзаца шестого пункта 4.1.2 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г., пункта 3.3.3.4 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10,

по апелляционной жалобе Ксенофонтова П.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., представителей заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Минеевой О.Н., Романовой К.А., Лихачева А.В., Калеевой Н.О., возражавших против доводов апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Степановой Л.E., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Санитарные правила и нормы 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г. (далее - СанПиН 2.1.5.980-00) и опубликованы в Бюллетене нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора, 2001 год, № 2. Согласно абзацу шестому пункта 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные данными санитарными правилами гигиенические нормативы.

Санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) и опубликованы 8 мая 2002 г. в «Российской газете», 13 мая 2002 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 19. В соответствии с пунктом 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 в границах второго пояса зоны санитарной охраны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.

Ксенофонтов П.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца шестого (ошибочно назван заявителем пятым) пункта 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и пункта 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. В обоснование своих требований указал, что оспариваемые положения противоречат части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, устанавливающей полный запрет на сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Ссылался также на статью 6.4 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ), согласно которой сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, допускается с соблюдением санитарных правил и норм только тем хозяйственным и иным объектам, которые введены в эксплуатацию до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Ксенофонтов П.А., не соглашаясь с решением суда, просит о его частичной отмене и принятии по делу нового решения о признании абзаца шестого пункта 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и пункта 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 недействующими в части, разрешающей хозяйственным и иным объектам, введенным и вводимым в эксплуатацию после 2006 года, сбрасывать отвечающие гигиеническим нормативам сточные воды в зонах санитарной охраны питьевых источников. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что для хозяйственных и иных объектов, введенных в эксплуатацию после 2006 года, сброс сточных вод в зонах санитарной охраны питьевых источников запрещен, однако судом при разрешении дела данное обстоятельство не учтено; указывает, что никакие санитарно-эпидемиологические требования к сбросу сточных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не могут быть установлены; полагает, что судом неправильно истолкованы нормы материального права.

В суд апелляционной инстанции Ксенофонтов П.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из содержания абзаца шестого пункта 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 и пункта 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что они допускают сброс в водные объекты, расположенные в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, содержание в которых загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.

Отказывая заявителю в удовлетворении его требований в полном объеме, суд первой инстанции указал, что оспариваемые нормы соответствуют положениям Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и не расширяют круг хозяйственных и иных субъектов, которым разрешен сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах второго пояса зоны санитарной охраны.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом согласиться не может.

Водный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет сточные воды как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (пункт 19 статьи 1).

Статья 37 Кодекса, закрепляя цели водопользования, к которым относится и сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, устанавливает приоритет использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями водопользования.

Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отражен и в других положениях Кодекса. Так, его статья 43 предусматривает, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (часть 1). Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2).

В силу пункта 1 части 3 статьи 44 Кодекса сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, запрещается.

Таким образом, Кодекс по общему правилу не допускает использования водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Исключение из данной нормы содержится лишь в статье 6.4 Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ, закрепляющей, что сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Кодекса, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В нарушение приведенных норм Кодекса и Федерального закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ оспариваемые предписания СанПиН 2.1.5.980-0 и СанПиН 2.1.4.1110-02 допускают сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после введения в действие Кодекса (1 января 2007 г.), в водные объекты, расположенные в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, если содержание в этих водах загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.

Довод суда первой инстанции о том, что сброс сточных вод, содержание в которых загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы, в водные объекты, расположенные в границах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, разрешает статья 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», является ошибочным.

Согласно названной статье водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (пункт 1). Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами (пункт 2). Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3). Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (пункт 4).

Из приведенных законоположений, определяющих санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, не следует, что они закрепляют иные требования к использованию водных объектов для сброса сточных, в том числе дренажных вод, чем те, которые установлены Кодексом. Как уже отмечалось, Кодекс предусматривает полный запрет сброса сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Исключение федеральным законодателем сделано только в отношении хозяйственных и иных объектов, введенных в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Кодекса. Следовательно, сброс сточных, в том числе дренажных, вод, соответствующих санитарным правилам и нормам, в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможен лишь перечисленными объектами. Такой сброс иными объектами недопустим.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части не может быть признано законным и подлежит отмене в связи с неправильным применением при его вынесении норм материального права, выразившимся в неправильном истолковании закона, с вынесением в этой части нового решения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

апелляционную жалобу Ксенофонтова П.А. удовлетворить.

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2014 г. в части отменить и принять в этой части новое решение, которым признать недействующими абзац шестой пункта 4.1.2 Санитарных правил и норм 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г., и пункт 3.3.3.4 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10, в части, разрешающей сброс хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после 31 декабря 2006 г., промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

ПредседательствующийГ.В. Манохина
Члены коллегииВ.Ю. Зайцев
   В.В. Попов



www.garant.ru

Возврат к списку

 

Объявления для граждан также публикуются в разделе Обратная связь / Объявления

slot malaysia
10.10.2016 Об оплате тепловой энергии в части отопления и за горячую воду
10.12.2015 С нового года отменяется регулирование цен на теплоэнергию для промышленных потребителей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ)
20.11.2015 Об индексах изменения размера платы за коммунальные услуги по регионам (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. № 2222-р)
31.05.2015 Если ребенок был прописан в квартире, но никогда в ней не проживал... (Определение СК по ГД ВС РФ от 20.01.15 N 4-КГ14-35)
31.05.2015 Не только газоснабжающая организация вправе устанавливать, заменять и эксплуатировать газовые счетчики (Определение СК по ЭС ВС РФ от 15.04.15 N 308-КГ14-6110)
31.05.2015 О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Постановление Правительства Тверской обл от 21.04.15 г. № 178-пп)
30.04.2015 Организация и проведение дератизационных мероприятий: санэпидтребования (Постановление Главного госсанврача РФ от 22.09.14 г. № 58)
30.04.2015 Рассчитываем объем принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (Приказ Минстроя РФ от 17.10.14 № 641/пр)
30.04.2015 Можно ли через суд признать занимаемые помещения жилыми? (Определение СК по ГД ВС РФ от 17.02.15 N 34-КГ14-14)
30.04.2015 Выселение граждан из общежития из-за его передачи иному юрлицу: полагается ли другое жилье? (Определение СК по ГД ВС от 23.12.14 N 44-КГ14-7)
30.04.2015 Если отходы вывозит спецорганизация, это еще не значит, что она обязана и платить за загрязнение окружающей среды (Определение СК по ЭС ВС РФ от 30.03.15 N 301-КГ14-3251)
30.04.2015 В каких случаях предъявляется иск о признании права собственности отсутствующим? (Определение СК по ГД ВС РФ от 10.02.15 N 91-КГ14-5)
30.04.2015 Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание? (Письмо ФАС от 11 февраля 2015 г. № АЦ/5788/15)
24.04.2015 03.03.2015г. Руководитель ООО "Конаковский Жилфонд" В.И. Гуров получил в ГУ "ГЖИ" Тверской области Квалификационный аттестат. (Дополнено: 20.04.15г ООО "Конаковский Жилфонд" получена лицензия на право управления МКД)
Дополнено от 15.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о том, что ООО "Конаковский Жилфонд" в соответствии с Приказом ГУ "ГЖИ" 16-ОД от 09.04.2015г. выдана лицензия на право управления МКД №001 (дата регистрации 10.04.2015г.), с чем нас и поздравляем!!!!! 
Дополнено от 24.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о вручении 20.04.15г. в торжественной обстановке 8-ми управляющим компаниям Тверской области  лицензий на право управления МКД, среди которых - и наша компания ООО "Конаковский Жилфонд", получившая лицензию  №000001 серии 069 000001 от 10.04.15г. Также с Фоторепортажем можно знакомиться здесь.

      Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_1.jpg    Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_2.jpg
04.04.2015 Управление многоквартирными домами: порядок сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата (Приказ Минстроя РФ от 5 декабря 2014 г. № 789/пр)