ООО Управляющая компания
КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД

Не всякие ограничения (обременения) прав на недвижимость подлежат госрегистрации (постановление ФАС УО от 21 мая 2014 г. N Ф09-2302/14 по делу N А07-11945/2013)

 

10.07.2014

Не всякие ограничения (обременения) прав на недвижимость подлежат госрегистрации (постановление ФАС УО от 21 мая 2014 г. N Ф09-2302/14 по делу N А07-11945/2013)

Не всякие ограничения (обременения) прав на недвижимость подлежат госрегистрации (постановление ФАС УО  от 21 мая 2014 г. N Ф09-2302/14 по делу N А07-11945/2013)


Муниципальная квартира была включена в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к виду служебных жилых помещений. После этого муниципальный орган подал заявление о госрегистрации ограничения в отношении данной квартиры. Вид ограничения - служебное жилое помещение специализированного жилого фонда. Но в госрегистрации было отказано. 
Суд округа, как и нижестоящие инстанции, признал такой отказ правомерным. 
Наряду с вещными правами на недвижимое имущество госрегистрации подлежат и ограничения (обременения) прав на него, в т. ч. сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. 
Ограничения (обременения) прав на недвижимость, возникающие на основании договора либо акта органа госвласти или местного самоуправления, подлежат госрегистрации в случаях, предусмотренных законом. 
Ограничения (обременения) - это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других). 
Таким образом, госрегистрации подлежат не любые ограничения (обременения) прав на недвижимость, а лишь те, обязательность регистрации которых предусмотрена законом. 
Законодательством не предусмотрена необходимость госрегистрации ограничения (обременения) прав на объекты недвижимости в связи с принятием решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2014 г. N Ф09-2302/14 по делу N А07-11945/2013 (ключевые темы: специализированный жилищный фонд - управление муниципальной собственностью - служебные жилые помещения - государственная регистрация - вещные права)

Екатеринбург   
21 мая 2014 г.Дело N А07-11945/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2014 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сулейменовой Т.В.,

судей Платоновой Е.А., Семеновой З.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление муниципальной собственности) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2013 по делу N А07-11945/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Управление муниципальной собственности обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации ограничения - служебное жилое помещение специализированного жилого фонда на объект - квартиру N 20, расположенную по адресу: г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, д. 57/2, и обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию ограничения в установленный законом срок.

Решением суда от 16.10.2013 (судья Журавлева М.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 (судьи Пивоварова Л.В., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление муниципальной собственности просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, у Управления Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации ограничения (обременения).

Как установлено судами и следует из материалов дела, жилое помещение общей площадью 64,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, д. 57/2, кв. 20, является объектом муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.02.2009 серии 04АБ N 774194.

Ограничения (обременения) права на указанный объект не зарегистрированы.

Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.10.2009 N 4831 "О включении жилого помещения (двухкомнатной квартиры) N 20 в жилом доме N 57/2 по ул. Юрия Гагарина в Октябрьском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к виду служебных жилых помещений и предоставлении Сагидуллиной Ф.Н." указанное жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к виду служебных жилых помещений.

Управление муниципальной собственности обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации ограничения - служебное жилое помещение специализированного жилого фонда на объект - квартиру N 20, расположенную по адресу: г. Уфа, ул. Юрия Гагарина, д. 57/2.

Управление Росреестра в сообщении от 10.04.2013 N 01/059/2013-502 уведомило Управление муниципальной собственности об отказе в государственной регистрации ограничения. В обоснование отказа Управление Росреестра сообщило, что ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающее на основании договора либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. Действующим законодательством не предусмотрено, что акт органа местного самоуправления о включении жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к виду служебных жилых помещений регистрируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как ограничение.

Управление муниципальной собственности, полагая, что данный отказ в государственной регистрации является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1 Закона о государственной регистрации для целей данного Закона под ограничениями (обременениями) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).

Таким образом, по смыслу названных норм государственной регистрации подлежат не любые ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, а лишь те, обязательность регистрации которых предусмотрена законом.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 14 названных Правил орган управления в срок, предусмотренный в п. 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена необходимость государственной регистрации ограничения (обременения) прав на объекты недвижимости в связи с принятием решения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным отказа Управления Росреестра в государственной регистрации ограничения - служебное жилое помещение специализированного жилого фонда на спорный объект, и обязания Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию названного ограничения, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя жалобы о наличии оснований для государственной регистрации ограничения отклоняются с учетом изложенного.

Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2013 по делу N А07-11945/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.

ПредседательствующийТ.В. Сулейменова
СудьиЕ.А. Платонова
З.Г. Семенова


ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/



Возврат к списку

 

Объявления для граждан также публикуются в разделе Обратная связь / Объявления

slot malaysia
10.10.2016 Об оплате тепловой энергии в части отопления и за горячую воду
10.12.2015 С нового года отменяется регулирование цен на теплоэнергию для промышленных потребителей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ)
20.11.2015 Об индексах изменения размера платы за коммунальные услуги по регионам (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. № 2222-р)
31.05.2015 Если ребенок был прописан в квартире, но никогда в ней не проживал... (Определение СК по ГД ВС РФ от 20.01.15 N 4-КГ14-35)
31.05.2015 Не только газоснабжающая организация вправе устанавливать, заменять и эксплуатировать газовые счетчики (Определение СК по ЭС ВС РФ от 15.04.15 N 308-КГ14-6110)
31.05.2015 О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Постановление Правительства Тверской обл от 21.04.15 г. № 178-пп)
30.04.2015 Организация и проведение дератизационных мероприятий: санэпидтребования (Постановление Главного госсанврача РФ от 22.09.14 г. № 58)
30.04.2015 Рассчитываем объем принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (Приказ Минстроя РФ от 17.10.14 № 641/пр)
30.04.2015 Можно ли через суд признать занимаемые помещения жилыми? (Определение СК по ГД ВС РФ от 17.02.15 N 34-КГ14-14)
30.04.2015 Выселение граждан из общежития из-за его передачи иному юрлицу: полагается ли другое жилье? (Определение СК по ГД ВС от 23.12.14 N 44-КГ14-7)
30.04.2015 Если отходы вывозит спецорганизация, это еще не значит, что она обязана и платить за загрязнение окружающей среды (Определение СК по ЭС ВС РФ от 30.03.15 N 301-КГ14-3251)
30.04.2015 В каких случаях предъявляется иск о признании права собственности отсутствующим? (Определение СК по ГД ВС РФ от 10.02.15 N 91-КГ14-5)
30.04.2015 Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание? (Письмо ФАС от 11 февраля 2015 г. № АЦ/5788/15)
24.04.2015 03.03.2015г. Руководитель ООО "Конаковский Жилфонд" В.И. Гуров получил в ГУ "ГЖИ" Тверской области Квалификационный аттестат. (Дополнено: 20.04.15г ООО "Конаковский Жилфонд" получена лицензия на право управления МКД)
Дополнено от 15.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о том, что ООО "Конаковский Жилфонд" в соответствии с Приказом ГУ "ГЖИ" 16-ОД от 09.04.2015г. выдана лицензия на право управления МКД №001 (дата регистрации 10.04.2015г.), с чем нас и поздравляем!!!!! 
Дополнено от 24.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о вручении 20.04.15г. в торжественной обстановке 8-ми управляющим компаниям Тверской области  лицензий на право управления МКД, среди которых - и наша компания ООО "Конаковский Жилфонд", получившая лицензию  №000001 серии 069 000001 от 10.04.15г. Также с Фоторепортажем можно знакомиться здесь.

      Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_1.jpg    Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_2.jpg
04.04.2015 Управление многоквартирными домами: порядок сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата (Приказ Минстроя РФ от 5 декабря 2014 г. № 789/пр)