ООО Управляющая компания
КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД

Требования пожарного надзора: что учитывать при эксплуатации старых зданий? (Постановление ВС РФ от 13/05/14 г. N 9-АД14-4)

 

03.06.2014

Требования пожарного надзора: что учитывать при эксплуатации старых зданий? (Постановление ВС РФ от 13/05/14 г. N 9-АД14-4)

Требования пожарного надзора: что учитывать при эксплуатации старых зданий? (Постановление ВС РФ от 13/05/14 г. N  9-АД14-4)




Общество было оштрафовано за невыполнение в срок предписания органа пожарного надзора. 
Данным предписанием обществу указывалось на обязанность устранить в здании нарушения требований пожаробезопасности, в т. ч. СНиП 21-01-97 (действуют с 1998 г.). 
ВС РФ поддержал позицию общества и указал следующее. 
СНиП 21-01-97 устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений. 
Необходимость привести существующие здания в соответствие с данными нормами определяется СНиП 10-01-94 (утратили силу с 01.10.2003). Последние действовали на момент вступления в силу СНиП 21-01-97. 
Так, на существующие здания, запроектированные и построенные по ранее действующим нормативным документам, вновь разрабатываемые правила не распространяются. 
Исключения - случаи, когда дальнейшая эксплуатация этих зданий влечет недопустимый риск для безопасности. В таких ситуациях принимается решение о реконструкции, ремонте или сносе объекта. 
Таким образом, при введении СНиП 21-01-97 в действие на ранее введенные в эксплуатацию здания они не распространялись (за приведенными исключениями). 
При этом данные СНиП подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания. 
В отношении зданий, введенных в эксплуатацию до вступления в силу СНиП 21-01-97, данные правила применяются только в части установленных ими требований, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
В отношении требований, относящихся не к противопожарному режиму эксплуатации здания, а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам (соблюдение которых потребует их изменения), действует иное правило. 
Подобные требования должны соблюдаться только в случае реконструкции или капремонта здания, а не в процессе его текущей эксплуатации. 
В данном случае здание общества было построено еще до введения в действие СНиП 21-01-97. Оно не подвергалось реконструкции или капремонту. 
Между тем требования, на несоблюдение которых указывалось в предписании, относятся к конструктивным изменением здания. 
Следовательно, предписание незаконно, поскольку общество не обязано соблюдать такие требования вплоть до проведения реконструкции или капремонта здания.

Постановление Верховного Суда РФ от 13 мая 2014 г. N 9-АД14-4 Суд отменил ранее принятые судебные акты по делу об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, и прекратил производство по данному делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

рассмотрев в порядке надзора жалобу ... ООО «Водолей-плюс» Дунаева С.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 11 г. Дзержинска Нижегородской области от 30 апреля 2012 г., решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 20 июня 2013 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 21 октября 2013 г., вынесенные в отношении ООО «Водолей-плюс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 11 г. Дзержинска Нижегородской области от 30 апреля 2012 г., оставленным без изменения решением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 20 июня 2013 г., ООО «Водолей-плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.

Постановлением заместителя председателя Нижегородского областного суда от 21 октября 2013 г. надзорная жалоба ... ООО «Водолей-плюс» Дунаева С.В. на указанные судебные акты оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Дунаев С.В. выражает несогласие с вынесенными в отношении общества судебными актами и просит об их отмене с прекращением производства по делу.

Изучение материалов истребованного дела и доводов надзорной жалобы свидетельствует о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет назначение административного наказания.

Из материалов дела усматривается, 14 января 2013 г. государственным инспектором г. Дзержинска Нижегородской области по пожарному надзору - инспектором ОНД по г. Дзержинску Нижегородской области ОНД ГУ МЧС России по Нижегородской области ООО «Водолей-плюс» выдано предписание № 636/1/6, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 18 февраля 2013 г. устранить выявленные в здании, расположенном по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Чкалова, ..., нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе СНиП 21-01-97*.

Однако в установленный срок предписание государственного инспектора г. Дзержинска Нижегородской области по пожарному надзору - инспектора ОНД по г. Дзержинску Нижегородской области ОНД ГУ МЧС России по Нижегородской области от 14 января 2013 г. № 636/1/6 в полном объёме исполнено не было, что послужило основанием для привлечения ООО «Водолей-плюс» к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из буквального толкования диспозиций части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренных ими составов административных правонарушений, состоит в невыполнении в установленный срок только того предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Водолей-плюс» не выполнило пункт № 1 предписания государственного инспектора г. Дзержинска Нижегородской области по пожарному надзору - инспектора ОНД по г. Дзержинску Нижегородской области ОНД ГУ МЧС России по Нижегородской области от 14 января 2013 г. № 636/1/6, согласно которому обществу было предписано устранить нарушение пункта 7.23 СНиП 21-01-97*, которое выразилось в допуске сообщения помещений в подвале с помещениями первого этажа без устройства тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.

В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.

Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведённой нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введённые в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.

Системный анализ приведённых выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введённых в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.

Из представленных материалов усматривается, что здание, расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Чкалова, ..., построено в 1975 году.

Сведений о том, что данное здание подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, не имеется, а нарушения правил пожарной безопасности, невыполнение которых вменено ООО «Водолей-плюс», связаны с конструктивным изменением здания.

Следовательно, общество, эксплуатирующее здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП 21-01-97*, что свидетельствует о незаконности предписания государственного инспектора г. Дзержинска Нижегородской области по пожарному надзору - инспектора ОНД по г. Дзержинску Нижегородской области ОНД ГУ МЧС России по Нижегородской области от 14 января 2013 г. № 636/1/6.

Аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Кировской области от 6 июня 2013 г. № А43-9330/2013, которым признано незаконным и отменено постановление главного государственного инспектора г. Дзержинска Нижегородской области по пожарному надзору 1 апреля 2013 г. № 90 о привлечении ООО «Водолей-плюс» к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что общество в здании, расположенном по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Чкалова, ..., в нарушение пункта 7.23 СНиП 21-01-97*, допустило сообщение помещений в подвале с помещениями первого этажа без устройства тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 11 г. Дзержинска Нижегородской области от 30 апреля 2012 г., решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 20 июня 2013 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 21 октября 2013 г., вынесенные в отношении ООО «Водолей-плюс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:

надзорную жалобу ... ООО «Водолей-плюс» Дунаева С.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 11 г. Дзержинска Нижегородской области от 30 апреля 2012 г., решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 20 июня 2013 г. и постановление заместителя председателя Нижегородского областного суда от 21 октября 2013 г., вынесенные в отношении ООО «Водолей-плюс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской ФедерацииВ.П. Меркулов




www.garant.ru

Возврат к списку

 

Объявления для граждан также публикуются в разделе Обратная связь / Объявления

slot malaysia
10.10.2016 Об оплате тепловой энергии в части отопления и за горячую воду
10.12.2015 С нового года отменяется регулирование цен на теплоэнергию для промышленных потребителей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ)
20.11.2015 Об индексах изменения размера платы за коммунальные услуги по регионам (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. № 2222-р)
31.05.2015 Если ребенок был прописан в квартире, но никогда в ней не проживал... (Определение СК по ГД ВС РФ от 20.01.15 N 4-КГ14-35)
31.05.2015 Не только газоснабжающая организация вправе устанавливать, заменять и эксплуатировать газовые счетчики (Определение СК по ЭС ВС РФ от 15.04.15 N 308-КГ14-6110)
31.05.2015 О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Постановление Правительства Тверской обл от 21.04.15 г. № 178-пп)
30.04.2015 Организация и проведение дератизационных мероприятий: санэпидтребования (Постановление Главного госсанврача РФ от 22.09.14 г. № 58)
30.04.2015 Рассчитываем объем принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (Приказ Минстроя РФ от 17.10.14 № 641/пр)
30.04.2015 Можно ли через суд признать занимаемые помещения жилыми? (Определение СК по ГД ВС РФ от 17.02.15 N 34-КГ14-14)
30.04.2015 Выселение граждан из общежития из-за его передачи иному юрлицу: полагается ли другое жилье? (Определение СК по ГД ВС от 23.12.14 N 44-КГ14-7)
30.04.2015 Если отходы вывозит спецорганизация, это еще не значит, что она обязана и платить за загрязнение окружающей среды (Определение СК по ЭС ВС РФ от 30.03.15 N 301-КГ14-3251)
30.04.2015 В каких случаях предъявляется иск о признании права собственности отсутствующим? (Определение СК по ГД ВС РФ от 10.02.15 N 91-КГ14-5)
30.04.2015 Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание? (Письмо ФАС от 11 февраля 2015 г. № АЦ/5788/15)
24.04.2015 03.03.2015г. Руководитель ООО "Конаковский Жилфонд" В.И. Гуров получил в ГУ "ГЖИ" Тверской области Квалификационный аттестат. (Дополнено: 20.04.15г ООО "Конаковский Жилфонд" получена лицензия на право управления МКД)
Дополнено от 15.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о том, что ООО "Конаковский Жилфонд" в соответствии с Приказом ГУ "ГЖИ" 16-ОД от 09.04.2015г. выдана лицензия на право управления МКД №001 (дата регистрации 10.04.2015г.), с чем нас и поздравляем!!!!! 
Дополнено от 24.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о вручении 20.04.15г. в торжественной обстановке 8-ми управляющим компаниям Тверской области  лицензий на право управления МКД, среди которых - и наша компания ООО "Конаковский Жилфонд", получившая лицензию  №000001 серии 069 000001 от 10.04.15г. Также с Фоторепортажем можно знакомиться здесь.

      Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_1.jpg    Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_2.jpg
04.04.2015 Управление многоквартирными домами: порядок сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата (Приказ Минстроя РФ от 5 декабря 2014 г. № 789/пр)