ООО Управляющая компания
КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД

Вынужденные переселенцы вправе регистрироваться не только в жилье спецфонда (Решение ВС РФ от 5 марта 2014 г. N АКПИ14-38)

 

01.05.2014

Вынужденные переселенцы вправе регистрироваться не только в жилье спецфонда (Решение ВС РФ от 5 марта 2014 г. N АКПИ14-38)

Вынужденные переселенцы вправе регистрироваться не только в жилье спецфонда (Решение ВС РФ от 5 марта 2014 г. N  АКПИ14-38)





Оспаривались нормы, касающиеся правил регистрационного учета такой категории лиц, как вынужденные переселенцы. 
В силу этих положений вынужденные переселенцы регистрируются по месту пребывания, определенному им территориальными органами, на основании договора найма помещения. 
При этом имеется в виду наем жилья из фонда для временного поселения вынужденных переселенцев. 
По мнению заявителей, эти нормы незаконны, поскольку нарушают права таких лиц на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России. 
ВС РФ отклонил такие доводы и разъяснил следующее. 
Регистрация лиц по месту пребывания и жительства является способом учета граждан в пределах России. 
Данная регистрация не порождает жилищных и гражданских правоотношений. Она лишь отражает факт проживания в помещении. 
Оспариваемые положения определяют особенности регистрации вынужденных переселенцев в тех случаях, когда они обращаются к территориальным органам о предоставлении им жилой площади в спецпомещениях, предназначенных для временного размещения по месту пребывания. 
В таких случаях данные лица регистрируются на основании договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев. 
При этом в силу законодательства вынужденный переселенец может зарегистрироваться по выбранному месту пребывания или жительства на общих основаниях. 
В тех случаях, когда он самостоятельно не может подыскать себе жилую площадь, он вправе ходатайствовать о предоставлении ему жилой площади в названных спецпомещениях.

Решение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N АКПИ14-38 Об оспаривании абзаца второго пункта 112 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. № 288

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

при секретаре Петровой О.А.

с участием прокурора Степановой Л.E.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пуцатова Е.Н., Пуцатовой Е.Ф., Пуцатовой М.Е., Корневой Т.М., Корнева Г.П., Ядрышниковой Т.Р., Голованева А.Ф., Коломийцевой Е.Б., Коломийцева Е.В., Барабашовой И.А., Солоненко К.И., Семенова С.П., Алиевой Э.И., Дробышевой С.Ю., Пфецер Е.В., Алиева М.И., Алиева И.Т., Алиевой Е.В., Моськиной Л.П. о признании недействующим абзаца второго пункта 112 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. № 288, установил:

в соответствии с пунктом 112 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане, обратившиеся в ФМС России или ее территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, а также признанные вынужденными переселенцами, регистрируются по месту пребывания в центре временного размещения вынужденных переселенцев в порядке, установленном данным Регламентом, на основании выдаваемых территориальными органами направлений на временное поселение (проживание).

Вынужденные переселенцы по месту пребывания, определенному им территориальными органами, регистрируются в порядке, установленном этим Регламентом, на основании договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев.

Граждане Пуцатов Е.Н., Пуцатова Е.Ф., Пуцатова М.Е., Корнева Т.М., Корнев Г.П., Ядрышникова Т.Р., Голованев А.Ф., Коломийцева Е.Б., Коломийцев В.В., Барабашова И.А., Солоненко К.И., Семенов С.П., Алиева Э.И., Дробышева С.Ю., Пфецер Е.В., Алиев М.И., Алиев И.Т., Алиева Е.В., Моськина Л.П. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 112 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Закону Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Положению о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации и нарушают их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации (возможности пользоваться избирательными правами, права на труд, право социального обеспечения).

В суде Пуцатов Е.Н., представляющий на основании доверенности интересы Пуцатовой Е.Ф., Корнева Г.П., Ядрышниковой Т.Р., Голованева А.Ф., Коломийцевой Е.Б., Коломийцева В.В., Барабашовой И.А., Солоненко К.И., Семенова С.П., Алиевой Э.И., Дробышевой С.Ю., Пфецер Е.В., Алиева М.И., Алиева И.Т., Алиевой Е.В., Моськиной Л.П., а также Пуцатова М.Е., Корнева Т.М. поддержали заявленные требования, уточнив, что непосредственно их касаются положения абзаца второго пункта 112 оспариваемого нормативного правового акта.

Представители Федеральной миграционной службы Оганесян А.Л., Туйбов В.В., Морозова О.В., Министерства юстиции Российской Федерации Чапча П.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права вынужденных переселенцев.

Выслушав объяснения Пуцатова Е.Н., Пуцатовой М.Е., Корневой Т.М., представителей ФМС России Оганесяна A.JL, Туйбова В.В., Морозовой О.В., Минюста России Чапчи П.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.E., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. № 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент).

Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный номер 27963, опубликован в «Российской газете» 17 апреля 2013 г. (действует с изменениями, внесенными приказом ФМС России от 15 июля 2013 г. № 311).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 711, ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

Административный регламент издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий и устанавливает порядок предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) территориальных органов ФМС России, а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации. Согласно статье 6 названного Закона вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия  на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.

В соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. № 845, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденным переселенцам перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания на территории соответствующих субъектов Российской Федерации (подпункт «а» пункта 3).

Следовательно, вынужденный переселенец может зарегистрироваться по выбранному месту пребывания или жительства на общих основаниях. В тех случаях, когда он самостоятельно не может подыскать себе жилую площадь, он вправе ходатайствовать о предоставлении ему жилой площади в специальных помещениях, предназначенных для временного размещения вынужденных переселенцев. Данный жилищный фонд имеет специальное назначение и предназначен для обеспечения жильем лиц, признанных в установленном законом порядке вынужденными переселенцами, и членов их семей.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда Жилищный кодекс Российской Федерации относит жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев (пункт 5 части 1 статьи 92). Жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке вынужденными переселенцами (статья 97 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, а место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, не порождающим жилищных и гражданских правоотношений, а отражающим, по смыслу названного Закона факт проживания в жилом помещении.

Как следует из части первой статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Оспариваемые положения нормативного правового акта определяют особенности регистрации вынужденных переселенцев в тех случаях, когда вынужденные переселенцы обращаются к территориальным органам о предоставлении ему жилой площади в специальных помещениях, предназначенных для временного размещения по месту пребывания, определенному им территориальными органами, регистрируются на основании договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П и от 2 февраля 1998 г. № 4-П, определения от 13 июля 2000 г. № 185-0 и от 6 октября 2008 г. № 169-О-П).

Так, в соответствии с частью второй статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Пуцатова Е.Н., Пуцатовой Е.Ф., Пуцатовой М.Е., Корневой Т.М., Корнева Г.П., Ядрышниковой Т.Р., Голованева А.Ф., Коломийцевой Е.Б., Коломийцева В.В., Барабашовой И.А., Солоненко К.И., Семенова С.П., Алиевой Э.И., Дробышевой С.Ю., Пфецер Е.В., Алиева М.И., Алиева И.Т., Алиевой Е.В., Моськиной Л.П. о признании недействующим абзаца второго пункта 112 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 г. № 288, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской ФедерацииН.С. Романенков




www.garant.ru

Возврат к списку

 

Объявления для граждан также публикуются в разделе Обратная связь / Объявления

slot malaysia
10.10.2016 Об оплате тепловой энергии в части отопления и за горячую воду
10.12.2015 С нового года отменяется регулирование цен на теплоэнергию для промышленных потребителей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ)
20.11.2015 Об индексах изменения размера платы за коммунальные услуги по регионам (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. № 2222-р)
31.05.2015 Если ребенок был прописан в квартире, но никогда в ней не проживал... (Определение СК по ГД ВС РФ от 20.01.15 N 4-КГ14-35)
31.05.2015 Не только газоснабжающая организация вправе устанавливать, заменять и эксплуатировать газовые счетчики (Определение СК по ЭС ВС РФ от 15.04.15 N 308-КГ14-6110)
31.05.2015 О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Постановление Правительства Тверской обл от 21.04.15 г. № 178-пп)
30.04.2015 Организация и проведение дератизационных мероприятий: санэпидтребования (Постановление Главного госсанврача РФ от 22.09.14 г. № 58)
30.04.2015 Рассчитываем объем принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (Приказ Минстроя РФ от 17.10.14 № 641/пр)
30.04.2015 Можно ли через суд признать занимаемые помещения жилыми? (Определение СК по ГД ВС РФ от 17.02.15 N 34-КГ14-14)
30.04.2015 Выселение граждан из общежития из-за его передачи иному юрлицу: полагается ли другое жилье? (Определение СК по ГД ВС от 23.12.14 N 44-КГ14-7)
30.04.2015 Если отходы вывозит спецорганизация, это еще не значит, что она обязана и платить за загрязнение окружающей среды (Определение СК по ЭС ВС РФ от 30.03.15 N 301-КГ14-3251)
30.04.2015 В каких случаях предъявляется иск о признании права собственности отсутствующим? (Определение СК по ГД ВС РФ от 10.02.15 N 91-КГ14-5)
30.04.2015 Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание? (Письмо ФАС от 11 февраля 2015 г. № АЦ/5788/15)
24.04.2015 03.03.2015г. Руководитель ООО "Конаковский Жилфонд" В.И. Гуров получил в ГУ "ГЖИ" Тверской области Квалификационный аттестат. (Дополнено: 20.04.15г ООО "Конаковский Жилфонд" получена лицензия на право управления МКД)
Дополнено от 15.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о том, что ООО "Конаковский Жилфонд" в соответствии с Приказом ГУ "ГЖИ" 16-ОД от 09.04.2015г. выдана лицензия на право управления МКД №001 (дата регистрации 10.04.2015г.), с чем нас и поздравляем!!!!! 
Дополнено от 24.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о вручении 20.04.15г. в торжественной обстановке 8-ми управляющим компаниям Тверской области  лицензий на право управления МКД, среди которых - и наша компания ООО "Конаковский Жилфонд", получившая лицензию  №000001 серии 069 000001 от 10.04.15г. Также с Фоторепортажем можно знакомиться здесь.

      Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_1.jpg    Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_2.jpg
04.04.2015 Управление многоквартирными домами: порядок сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата (Приказ Минстроя РФ от 5 декабря 2014 г. № 789/пр)