ООО Управляющая компания
КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД

Как с 2013 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? (Определение СК по ГД ВС РФ от 25.02.2014 г. N 51-КГПР13-11)

 

27.03.2014

Как с 2013 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? (Определение СК по ГД ВС РФ от 25.02.2014 г. N 51-КГПР13-11)

Как с 2013 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?  (Определение СК по ГД ВС  РФ от 25.02.2014 г. N 51-КГПР13-11)

 Суд оставил без изменения решение районного суда по возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, которым заявленные требования удовлетворены, поскольку с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений



Прокурор обратился в суд в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель - обязать региональный орган предоставить этому человеку вне очереди жилое помещение по договору соцнайма. 
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ согласилась с первой инстанцией, которая удовлетворила заявление прокурора. При этом было отмечено следующее. 
С 1 января 2013 г. изменился порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жильем. Им однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на срок 5 лет. Прежде они имели право на внеочередное предоставление жилья по договору соцнайма. 
Поправки распространяются на правоотношения, возникшие до 2013 г., если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до указанного момента. Апелляционная инстанция сочла, что спорный случай подпадает под это правило. По ее мнению, включение физлица в 2007 г. в список на внеочередное получение жилья не может расцениваться как реализация указанного права, поскольку оно возникло только с вынесением решения суда по данному делу в январе 2013 г. Однако данный вывод неверен. 
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан возникают между физлицом и государством исключительно после присвоения человеку определенного статуса, в т. ч. статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на соцподдержку, которое носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению ему соцподдержки. 
Обращение лица за защитой своего нарушенного права и последующее обращение прокурора в суд имели место в 2012 г. Таким образом, право на обеспечение жилым помещением было реализовано до 2013 г. и не могло быть поставлено в зависимость от времени рассмотрения данного дела судом.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 51-КГПР13-11 Суд оставил без изменения решение районного суда по возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, которым заявленные требования удовлетворены, поскольку с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Асташова С.В., Кликушина А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каменского межрайонного прокурора в интересах Шевченко Е.Л. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения

по кассационному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 марта 2013 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власову Т.А., поддержавшую кассационное представление, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Каменский межрайонный прокурор в интересах Шевченко E.Л. обратился в суд с заявлением к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований, что Шевченко E.Л. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края от 13 августа 2007 г. поставлена на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, включена в общий список и одновременно в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, однако до настоящего времени Шевченко E.Л. жилым помещением не обеспечена.

Представитель ответчика требования, изложенные в заявлении прокурора, не признал, просил отказать в их удовлетворении.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 25 января 2013 г. заявление прокурора удовлетворено, на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность по предоставлению Шевченко E.Л. вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м., в черте г. Камень-на-Оби Алтайского края.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 марта 2013 г. решение суда первой инстанции отменено и по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В кассационном представлении заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеровым С.Г. ставится вопрос о его передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 марта 2013 г. с оставлением в силе решения Центрального районного суда г. Барнаула от 25 января 2013 г.

В связи с поданным кассационным представлением прокурора на указанное судебное постановление и сомнениями в его законности 5 ноября 2013 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Горшковым В.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки по доводам кассационного представления, и определением этого же судьи от 17 января 2014 г. кассационное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания, предусмотренные законом для удовлетворения кассационного представления и отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 марта 2013 г.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении данного дела существенное нарушение норм материального права допущено судом апелляционной инстанции.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации г. Камень-на-Оби N 1264 от 13 августа 2007 г. Шевченко Е.Л. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях - в общий список и одновременно в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.

25 декабря 2007 г. учетное дело Шевченко Е.Л. было направлено в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

Управлением Шевченко Е.Л. включена в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края исходя из даты постановки на учет в г. Камень-на-Оби в 2007 году. В настоящее время номер в реестре - 47.

28 ноября 2011 г. Шевченко Е.Л. обратилась в администрацию г. Камень-на-Оби с заявлением на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

26 декабря 2011 г. жилищной комиссией при администрации города Камень-на-Оби Алтайского края вынесено заключение о невозможности предоставления Шевченко Е.Л. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья нуждающимся в улучшение жилищных условий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на момент обращения достигла 23-летнего возраста.

27 марта 2012 г. решением Каменского городского суда Алтайского края за Шевченко Е.Л. признано право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, как за лицом, относящимся к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение вступило в законную силу.

2 мая 2012 г. Шевченко Е.Л. обратилась в администрацию г. Камень-на-Оби с заявлением на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилья. В этот же день жилищной комиссией при администрации г. Камень-на-Оби Алтайского края вынесено заключение о возможности предоставления Шевченко Е.Л. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 84). Данная субсидия Шевченко Е.Л. не предоставлена.

Разрешая дело по существу, и удовлетворяя заявленные Каменским межрайонным прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что внеочередное предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусматривалось статьёй 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьёй 5 Закона Алтайского края N 136-ЗС от 12 декабря 2006 г. "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" на момент постановки Шевченко E.Л. на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения, на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству подлежит возложению обязанность по обеспечению Шевченко E.Л. жилым помещением.

Отменяя решение суда первой инстанции и вынося по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, судебная коллегия указала, что выводы суда первой инстанции о возложении обязанности по обеспечению Шевченко E.Л. жилым помещением на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству не основан на нормах действующего законодательства.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции ФЗ N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г.) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на срок 5 лет.

Также вышеуказанным Федеральным законом N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. с 1 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом Федеральным законом N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьёй 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 г. N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, с 1 января 2013 г. порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что включение Шевченко Е.Л. в 2007 году в список на внеочередное получение жилого помещения не может быть расценено как реализация ею права на обеспечение жилым помещением, поскольку указанное право возникло у Шевченко Е.Л. только с вынесением решения Центрального районного суда г. Барнаула от 25 января 2013 г., в связи с чем возникшие правоотношения подпадают под действие части 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривающей, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

С данным выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Обращение Шевченко Е.Л. в Каменскую межрайонную прокуратуру поступило 24 октября 2012 г. (л.д. 4).

Заявление Каменского межрайонного прокурора в интересах Шевченко Е.Л. направлено в суд 31 октября 2012 г. и принято к производству Центральным районным судом г. Барнаула 9 ноября 2012 г. (л.д. 1-2).

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

Таким образом, учитывая, что обращение Шевченко E.Л. за защитой своего нарушенного права и последующее обращение Каменского межрайонного прокурора в интересах Шевченко E.Л. в суд последовало до 1 января 2013 г., т.е. до момента вступления в силу изменений в законодательстве, регулирующих отношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, судом первой инстанции сделан правильный вывод о применении к возникшим правоотношениям положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 5 Закона Алтайского края N 136-ЗС от 12 декабря 2006 г. "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края".

Право на обеспечение жилым помещениям было реализовано Шевченко Е.Л. до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и не могло быть поставлено в зависимость от времени рассмотрения настоящего дела судом.

С учетом того, что при разрешении возникшего спора судом первой инстанции были применены именно вышеуказанные правовые нормы, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, у суда апелляционной инстанции не имелось законных оснований для отмены решения суда первой инстанции и вынесения нового решения об отказе в удовлетворении заявления Каменского межрайонного прокурора о возложении на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанности по предоставлению Шевченко Е.Л. вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м., в черте г. Камень-на-Оби Алтайского края.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенное при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушение норм материального права является существенным, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 марта 2013 г. нельзя признать законным и оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 марта 2013 г. отменить, оставить в силе решение Центрального районного суда г. Барнаула от 25 января 2013 г.

ПредседательствующийГоршков В.В.
СудьиАсташов С.В.
   Кликушин А.А.




www.garant.ru

Возврат к списку

 

Объявления для граждан также публикуются в разделе Обратная связь / Объявления

slot malaysia
10.10.2016 Об оплате тепловой энергии в части отопления и за горячую воду
10.12.2015 С нового года отменяется регулирование цен на теплоэнергию для промышленных потребителей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ)
20.11.2015 Об индексах изменения размера платы за коммунальные услуги по регионам (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. № 2222-р)
31.05.2015 Если ребенок был прописан в квартире, но никогда в ней не проживал... (Определение СК по ГД ВС РФ от 20.01.15 N 4-КГ14-35)
31.05.2015 Не только газоснабжающая организация вправе устанавливать, заменять и эксплуатировать газовые счетчики (Определение СК по ЭС ВС РФ от 15.04.15 N 308-КГ14-6110)
31.05.2015 О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Постановление Правительства Тверской обл от 21.04.15 г. № 178-пп)
30.04.2015 Организация и проведение дератизационных мероприятий: санэпидтребования (Постановление Главного госсанврача РФ от 22.09.14 г. № 58)
30.04.2015 Рассчитываем объем принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (Приказ Минстроя РФ от 17.10.14 № 641/пр)
30.04.2015 Можно ли через суд признать занимаемые помещения жилыми? (Определение СК по ГД ВС РФ от 17.02.15 N 34-КГ14-14)
30.04.2015 Выселение граждан из общежития из-за его передачи иному юрлицу: полагается ли другое жилье? (Определение СК по ГД ВС от 23.12.14 N 44-КГ14-7)
30.04.2015 Если отходы вывозит спецорганизация, это еще не значит, что она обязана и платить за загрязнение окружающей среды (Определение СК по ЭС ВС РФ от 30.03.15 N 301-КГ14-3251)
30.04.2015 В каких случаях предъявляется иск о признании права собственности отсутствующим? (Определение СК по ГД ВС РФ от 10.02.15 N 91-КГ14-5)
30.04.2015 Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание? (Письмо ФАС от 11 февраля 2015 г. № АЦ/5788/15)
24.04.2015 03.03.2015г. Руководитель ООО "Конаковский Жилфонд" В.И. Гуров получил в ГУ "ГЖИ" Тверской области Квалификационный аттестат. (Дополнено: 20.04.15г ООО "Конаковский Жилфонд" получена лицензия на право управления МКД)
Дополнено от 15.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о том, что ООО "Конаковский Жилфонд" в соответствии с Приказом ГУ "ГЖИ" 16-ОД от 09.04.2015г. выдана лицензия на право управления МКД №001 (дата регистрации 10.04.2015г.), с чем нас и поздравляем!!!!! 
Дополнено от 24.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о вручении 20.04.15г. в торжественной обстановке 8-ми управляющим компаниям Тверской области  лицензий на право управления МКД, среди которых - и наша компания ООО "Конаковский Жилфонд", получившая лицензию  №000001 серии 069 000001 от 10.04.15г. Также с Фоторепортажем можно знакомиться здесь.

      Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_1.jpg    Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_2.jpg
04.04.2015 Управление многоквартирными домами: порядок сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата (Приказ Минстроя РФ от 5 декабря 2014 г. № 789/пр)