ООО Управляющая компания
КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД

Почему прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов некоторым потребителям - только по соглашению? (РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 12.09.12 г. № ВАС-9586/12)

 

04.10.2012

Почему прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов некоторым потребителям - только по соглашению? (РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 12.09.12 г. № ВАС-9586/12)

Почему прекращение подачи топливно-энергетических ресурсов некоторым потребителям - только по соглашению? (РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 12.09.12 г. № ВАС-9586/12)

Проверена законность норм, регулирующих порядок прекращения или ограничения подачи электрической, тепловой энергии и газа организациям-потребителям. 
Речь идет о ситуациях, когда поданные таким организациям топливно-энергетические ресурсы не оплачиваются. 
Если к сетям подобной организации подключены абоненты, которые своевременно вносят плату, данное юрлицо обязано по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей компанией обеспечить подачу этих ресурсов в необходимых объемах. 
ВАС РФ счел нормы законными и разъяснил следующее. 
Названный порядок был принят в развитие положений ГК РФ и Закона о газоснабжении. 
Данный порядок является льготным. Он распространяется на организации, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям; а также на медучреждения; организации связи; объекты ЖКХ; объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных предприятий; метрополитен. 
По смыслу этих норм организация-потребитель обязана обеспечить подачу данных ресурсов подключенным к ее сетям абонентам, которые своевременно платят за них, в необходимых объемах. 
При этом отношения по поводу поставок в такой ситуации должны быть урегулированы на основании соглашений между ресурсоснабжающими компаниям и организациями-потребителями. 
Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за неподачу ресурсов таким абонентам лежат на организации-потребителе. 
Именно такая организация располагает сведениями о подобных абонентах и их численности. 
Это соглашение обязательно. Оно должно предшествовать прекращению подачи газа, чтобы избежать нарушения прав указанных абонентов. 
Подобное соглашение носит гражданско-правовой характер. Его следует рассматривать как изменение сторонами условий ранее заключенного договора поставки. 
Поэтому оспариваемые нормы не нарушают права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 
Следует отметить, что ранее КС РФ (в постановлении от 17 июля 2012 г. N 1308-О) указал, что эти нормы также нельзя рассматривать как нарушение конституционных прав.

РЕШЕНИЕ Высшего Арбитражного Суда России (ВАС РФ) от 12 сентября 2012 г. №ВАС-9586/12

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 12.09.2012

Полный текст решения изготовлен 17.09.2012

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего судьи Бондаренко С.П.,

судей Балахничевой Р.Г., Прониной М.В.

рассмотрел в судебном заседании дело № 9586/12 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Владимир» (д. 34, ул. Мира, г. Владимир, 600017) от 10.07.2012 № ВБ-01/2264 о признании недействующим пункта 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808) как несоответствующего пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацу первому статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В судебном заседании приняли участие представители: от общества ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Владимир» (далее - ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир», общество) - Логинов А.А. по доверенности № 522/1; Леликова Ю.В. по доверенности № 543/11.

По поручению Правительства Российской Федерации от 25.07.2012 № АД-П9-4264 от Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) - Семейкин А.Ю. по доверенности от 27.09.2010 № СШ-8303/07; служебное удостоверение от 14.09.2010 № 00425/03; Савкин А.В. по доверенности от 31.01.2012 № СШ-679/0.

От Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) - Линк Е.В. по доверенности от 02.11.2011 № ИА/40997.

От общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз» (далее - ООО «Газпром Межрегионгаз») Друженьков А.Ю. по нотариально заверенной доверенности от 19.12.2011 № 77 ААА 2987389; Шорохов А.Ю. по нотариально заверенной доверенности № 77 АА № 2987399.

Суд установил:

общество ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Владимир» обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее - Порядок).

В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленное требование с учетом внесенных изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808.

Представитель общества указал, что право поставщика газа на ограничение и прекращение поставки газа установлено статьей 12, пунктом 5 статьи 486, статьей 523, пунктом 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162.

Пункт 6 Порядка прекращения или ограничения подачи газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, по мнению заявителя, предъявляет дополнительные, по сравнению с перечисленными нормативными правовыми актами, требования к реализации поставщиком газа принадлежащего ему права на ограничение (прекращение) поставки газа, и ограничивает свободу экономической деятельности газоснабжающей организации.

Представители Минэнерго России и ФАС России с доводами заявления не согласны по мотивам, изложенным в отзывах.

Представитель ООО «Газпром Межрегионгаз» поддержал заявленное ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир» требование, отметив, что пункт 6 Порядка предъявляет дополнительные, по сравнению с установленными нормативными актами, обладающими большей юридической силой, требования к реализации поставщиком газа принадлежащего ему права на ограничение (прекращение) поставки газа в виде заключения с организацией-потребителем предварительного соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов добросовестным абонентам; ограничивает свободу экономической деятельности газоснабжающей организации.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 № 4174-1 «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации», действующей на дату принятия оспариваемого положения нормативного правового акта, Правительство Российской Федерации принимает постановления и издает распоряжения, проверяет их исполнение. Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений.

Как следует из текста документа, Постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808) издано в целях повышения ответственности организаций - потребителей топливно-энергетических ресурсов за своевременность расчетов за их использование.

Указанным актом утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.

Данный порядок в силу пункта 1 определяет последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два расчетных периода, установленных договором).

В силу пункта 5 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях, когда продавец в соответствии с договором купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем не оплачены, но другие товары, продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

Согласно пункту 1 статьи 546 Кодекса в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Основанием для одностороннего отказа поставщика от исполнения договора в силу статьи 523 Кодекса является существенное нарушение покупателем условия договора, в частности, в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.

Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808) Порядок прекращения или ограничения подачи газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов принят в развитие указанных нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой.

В силу пункта 2 названный Порядок является льготным и распространяется только на организации-потребителей, необоснованное прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.

Согласно пункту 6 Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.

Наличие соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов, в частности, на получение коммунальных услуг.

Соглашение носит гражданско-правовой характер и его следует рассматривать как изменение сторонами условий ранее заключенного договора поставки в части определения объемов и сроков поставки энергоресурса, правовое регулирование которого предусмотрено главой 29 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оспариваемый пункт 6 Порядка прекращения или ограничения подачи газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судебная коллегия пришла к выводу о том, что Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 05.01.1998 № 1, утвердившее названный Порядок, в рамках полномочий, предоставленных ему Законом, оснований считать оспариваемый пункт Порядка недействующим не имеется.

С учетом изложенного основания для удовлетворения заявления ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд решил:

1. Признать пункт 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.201 № 808, соответствующим пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацу первому статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», имеющим большую юридическую силу.

2. Заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владимир» о признании недействующим пункта 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, оставить без удовлетворения.

3. Решение вступает в законную силу немедленно.

4. На указанное решение может быть подано заявление о пересмотре его в порядке надзора в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

источник: www.garant.ru

Возврат к списку

 

Объявления для граждан также публикуются в разделе Обратная связь / Объявления

slot malaysia
10.10.2016 Об оплате тепловой энергии в части отопления и за горячую воду
10.12.2015 С нового года отменяется регулирование цен на теплоэнергию для промышленных потребителей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ)
20.11.2015 Об индексах изменения размера платы за коммунальные услуги по регионам (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. № 2222-р)
31.05.2015 Если ребенок был прописан в квартире, но никогда в ней не проживал... (Определение СК по ГД ВС РФ от 20.01.15 N 4-КГ14-35)
31.05.2015 Не только газоснабжающая организация вправе устанавливать, заменять и эксплуатировать газовые счетчики (Определение СК по ЭС ВС РФ от 15.04.15 N 308-КГ14-6110)
31.05.2015 О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Постановление Правительства Тверской обл от 21.04.15 г. № 178-пп)
30.04.2015 Организация и проведение дератизационных мероприятий: санэпидтребования (Постановление Главного госсанврача РФ от 22.09.14 г. № 58)
30.04.2015 Рассчитываем объем принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (Приказ Минстроя РФ от 17.10.14 № 641/пр)
30.04.2015 Можно ли через суд признать занимаемые помещения жилыми? (Определение СК по ГД ВС РФ от 17.02.15 N 34-КГ14-14)
30.04.2015 Выселение граждан из общежития из-за его передачи иному юрлицу: полагается ли другое жилье? (Определение СК по ГД ВС от 23.12.14 N 44-КГ14-7)
30.04.2015 Если отходы вывозит спецорганизация, это еще не значит, что она обязана и платить за загрязнение окружающей среды (Определение СК по ЭС ВС РФ от 30.03.15 N 301-КГ14-3251)
30.04.2015 В каких случаях предъявляется иск о признании права собственности отсутствующим? (Определение СК по ГД ВС РФ от 10.02.15 N 91-КГ14-5)
30.04.2015 Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание? (Письмо ФАС от 11 февраля 2015 г. № АЦ/5788/15)
24.04.2015 03.03.2015г. Руководитель ООО "Конаковский Жилфонд" В.И. Гуров получил в ГУ "ГЖИ" Тверской области Квалификационный аттестат. (Дополнено: 20.04.15г ООО "Конаковский Жилфонд" получена лицензия на право управления МКД)
Дополнено от 15.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о том, что ООО "Конаковский Жилфонд" в соответствии с Приказом ГУ "ГЖИ" 16-ОД от 09.04.2015г. выдана лицензия на право управления МКД №001 (дата регистрации 10.04.2015г.), с чем нас и поздравляем!!!!! 
Дополнено от 24.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о вручении 20.04.15г. в торжественной обстановке 8-ми управляющим компаниям Тверской области  лицензий на право управления МКД, среди которых - и наша компания ООО "Конаковский Жилфонд", получившая лицензию  №000001 серии 069 000001 от 10.04.15г. Также с Фоторепортажем можно знакомиться здесь.

      Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_1.jpg    Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_2.jpg
04.04.2015 Управление многоквартирными домами: порядок сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата (Приказ Минстроя РФ от 5 декабря 2014 г. № 789/пр)