ООО Управляющая компания
КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД

Установление тарифа на электроэнергию: методы расчета (Решение ВАС РФ от 16.06.12г NВАС-5512/12)

 

02.08.2012

Установление тарифа на электроэнергию: методы расчета (Решение ВАС РФ от 16.06.12г NВАС-5512/12)

Установление тарифа на электроэнергию: методы расчета (Решение ВАС РФ от 16.06.12г  NВАС-5512/12)

О  признании приказа ФСТ России  от  24.08.2010 г.  №  195-э/2 «О внесении  изменений в Приказ ФСТ России  от  22 сентября 2009 г.  №  216-э/2 «О  предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год»  соответствующим Основам ценообразования в отношении электрической и  тепловой энергии в РФ, утв. постановлением Правительства РФ  от  26.02.2004  №  109

Гражданин  обратился  с  заявлением  о   признании     недействующим отдельного пункта Приложения к Приказу ФСТ России о  предельных   уровнях тарифов на электроэнергию на 2010 г.
 Заявитель ссылается на то, что в результате установления ФСТ России завышенных и экономически необоснованных уровней тарифа на электроэнергию для населения нарушены его права как потребителя электроэнергии.
 В обоснование завышения предельных  уровней  тарифа  для   населения гражданин ссылается на то, что при  утверждении  предельных  уровней  на 2010 г. ФСТ России использовала  метод  индексации  ранее   установленных тарифов для населения.
 Кроме того, заявитель полагает, что в  связи  с  отменой    платы за содержание внутридомовых электросетей многоквартирных домов тарифы должны были уменьшаться, а не расти.
 ВАС РФ отклонил доводы заявителя по следующим основаниям.
 Заявитель считает,  что  ФСТ  России  при  установлении   предельных уровней тарифа  для  населения  на  2010 г.  проиндексировала   стоимость обслуживания электросетей в составе тарифа для населения  за   предыдущий год.
 Однако   при   установлении   максимального       предельного уровня регулируемого тарифа для населения на  2010 г.  использовался  метод  не индексации, как полагает заявитель, а экономически обоснованных расходов (затрат).
 Ссылка  заявителя  на  то,  что  при  установлении     максимального предельного уровня тарифа использовался регулируемый тариф для населения, утвержденный на 2009 г., включавший стоимость  содержания   внутридомовых электросетей, неосновательна.
 Суд  посчитал,  что  использование  ФСТ  России  при    установлении предельного максимального уровня тарифа для населения метода   индексации материалами дела не подтверждено.
 Примененный метод экономически обоснованных расходов  (затрат)   для установления предельных уровней тарифа на 2010 г. исключает   возможность индексации платы за содержание внутридомовых электросетей многоквартирных домов, которая включалась в тариф для населения за предшествующие годы.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2012 г. N ВАС-5512/12 О признании приказа ФСТ России от 24.08.2010 г. № 195-э/2 «О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 22 сентября 2009 г. № 216-э/2 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год» соответствующим Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 12.07.2012

Полный текст решения изготовлен 16.07.2012

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю.,

судей Балахничевой Р.Г., Харчиковой Н.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бушмариной Н.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление гражданина Железнова-Липца Андрея Алексеевича (г. Казань) б/д б/н о признании пункта 56 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 22.09.2009 № 216-э/2 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год» не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим.

В судебном заседании приняли участие:

заявитель - гражданин Железнов-Липец Андрей Алексеевич по паспорту гражданина Российской Федерации;

представители:

ФСТ России - Мецаев Б.К. по доверенности от 05.08.2011 № 7/13, Михеев И.Р. по доверенности от 10.05.2012 № 5/13, Ржавина З.Г. по доверенности от 11.05.2012 № 31/12, Степаненко И.Г. по доверенности от 10.11.2011 № 10/13;

Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - ГКТ Татарстана) - Булатов Р.Ф. по доверенности от 01.06.2012 № 19/14-31;

открытого акционерного общества «Татэнергосбыт» (далее - общество «Татэнергосбыт») - Фаизов Р.Ф. по доверенности от 30.12.2011 № 119-14/269.

Суд установил:

гражданин Железнов-Липец Андрей Алексеевич обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением от 09.04.2012 о признании пункта 56 Приложения к приказу ФСТ России от 22.09.2009 № 216-э/2 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год» в редакции приказа ФСТ России от 24.08.2010 № 195-э/2 «О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 22 сентября 2009 г. № 216-э/2 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год» не соответствующим Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования), имеющим большую юридическую силу, и недействующим. В дополнении к заявлению от 27.06.2012 гражданин Железнов-Липец А.А. просит признать недействующим приказ ФСТ России от 24.08.2010 № 195-э/2 «О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 22 сентября 2009 г. № 216-э/2 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год».

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 № ВАС-5512/12 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКТ Татарстана и общество «Татэнергосбыт».

Приказ ФСТ России от 24.08.2010 № 195-э/2 «О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 22 сентября 2009 г. № 216-э/2 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год» (далее - приказ № 195-э/2) принят в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», на основании Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, во исполнение решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2010 по делу № 14531/09, а также с учетом итогов заседания Правления ФСТ России (протокол от 24.08.2010 № 52-э).

Текст приказа № 195-э/2 опубликован в печатном издании «Российская газета» от 24.09.2010 № 216.

Приказом № 195-э/2 внесены изменения в строку 56 приложения 2 «Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах централизованного и децентрализованного энергоснабжения, по субъекту Российской Федерации на 2010 год, коп/кВтч (с НДС)» к приказу ФСТ России от 22 сентября 2009 г. № 216-э/2 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год» (далее - приказ № 216-э/2), в соответствии с которыми минимальный уровень тарифа городского населения по Республике Татарстан установлен в размере 196 коп/кВтч, а максимальный - в размере 356 коп/кВтч.

В подтверждение нарушения своих прав как потребителя электрической энергии гражданин Железнов-Липец А.А. ссылается на то, что в результате установления ФСТ России завышенных и экономически необоснованных уровней тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (далее - тариф для населения), заявитель оплачивал в 2010 году электрическую энергию по тарифу, утвержденному ГКТ Татарстана в пределах указанных минимального и максимального уровней тарифа (далее - предельные уровни).

В обоснование завышения ФСТ России предельных уровней тарифа для населения гражданин Железнов-Липец А.А. ссылается на то, что при установлении предельных уровней на 2010 год ФСТ России использовала метод индексации ранее установленных ГКТ Татарстана тарифов для населения в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год (одобренным на заседании Правительства Российской Федерации 23.09.2009). Ссылаясь на включение в тарифы для населения, установленные ГКТ Татарстана на 2008 и предшествующие годы, платы за содержание внутридомовых электрических сетей многоквартирных домов в размере 12 процентов (остававшейся в распоряжении ТСЖ и управляющих компаний для оплаты содержания сетей), заявитель полагает, что в связи с отменой с 2009 года указанной 12-процентной скидки тарифы на 2009 год и последующие годы должны были уменьшаться на величину этих 12 процентов. Поскольку такого уменьшения ГКТ Татарстана произведено не было, гражданин Железнов-Липец А.А. считает, что ФСТ России при установлении в приказе № 195-э/2 предельных уровней тарифа для населения на 2010 год проиндексировала стоимость обслуживания электрических сетей в составе утвержденного ГКТ Татарстана тарифа для населения на 2009 год. При этом в судебном заседании гражданин Железнов-Липец А.А. пояснил, что им не оспаривается величина минимального предельного уровня тарифа для населения, установленная приказом № 195-э/2 в размере 196 коп/кВтч.

В подтверждение экономической необоснованности предельных уровней тарифа для населения гражданин Железнов-Липец А.А. ссылается на то, что при установлении ГКТ Татарстана тарифа для населения на 2009 год в расчете сбытовой надбавки использовались расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку общества «Татэнергосбыт», в большем размере, чем реальная сумма соответствующих расходов, указанная в отчете общества «Татэнергосбыт» за 2009 год. Кроме того, заявитель считает, что у ГКТ Татарстана отсутствовали основания для включения в сбытовую надбавку при расчете тарифа для населения на 2009 год расходов на юридические и информационные услуги ввиду наличия у общества «Татэнергосбыт» юридического отдела. Указанные нарушения, по мнению заявителя, привели к несоответствию роста оплаты труда работников общества «Татэнергосбыт» (35,68%) индексу роста потребительских цен (8,9%) в 2009 году.

В судебном заседании гражданин Железнов-Липец А.А. поддержал требование о признании оспариваемого приказа ФСТ России не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим.

ФСТ России в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании не согласились с требованием гражданина Железнова-Липца А.А., ссылаясь на соответствие оспариваемого приказа ФСТ России от 24.08.2010 № 195-э/2 Основам ценообразования.

В письменном отзыве ГКТ Татарстана и его представитель в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований гражданина Железнова-Липца А.А.

В письменном отзыве общество «Татэнергосбыт» и его представитель в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований гражданина Железнова-Липца А.А.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства и выслушав объяснения заявителя, представителей ФСТ России и заинтересованных лиц, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Оспариваемый приказ № 195-э/2 принят ФСТ России в пределах предоставленных ей полномочий и во исполнение пункта 53 Основ ценообразования, в силу которого на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год ФСТ России устанавливает не позднее 2 недель с даты внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предельные минимальный и (или) максимальный уровни регулируемых тарифов на электрическую энергию и мощность, поставляемые энергоснабжающими организациями (гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми организациями) потребителям, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Указанные предельные уровни тарифов могут устанавливаться с календарной разбивкой и с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Указанные предельные уровни тарифов устанавливаются (в том числе методом индексации) не менее чем на год, если иное не предусмотрено актом Правительства Российской Федерации. Указанные предельные уровни регулируемых тарифов могут устанавливаться как в среднем по субъектам Российской Федерации, так и отдельно для энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций), поставляющих электрическую энергию (мощность) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по регулируемым тарифам (ценам).

В силу части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу. С учетом того, что решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2010 по делу № ВАС-14531/09 пункт 56 приказа № 216-э/2 признан недействующим в части, падающей на скидку в размере 12 процентов, как не соответствующий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ФСТ России имела правомочия для внесения изменений в приказ № 216-э/2.

В соответствии с пунктом 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила регулирования тарифов), тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие регулирующими органами с начала очередного года на срок не менее одного года, за исключением случаев приведения ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В рамках настоящего дела гражданин Железнов-Липец А.А. не оспаривает полномочия ФСТ России по установлению предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов на электрическую энергию, а также по приведению нормативных правовых актов, признанных судом недействующими, в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, равно как и не ссылается на нарушение ФСТ России при принятии приказа № 195-э/2 порядка принятия нормативных правовых актов об утверждении предельных уровней тарифа для населения.

Из изложенного следует, что полномочия ФСТ России по установлению предельных уровней регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения по субъектам Российской Федерации прямо предусмотрены Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов, имеющими большую юридическую силу.

Ссылаясь на включение в состав устанавливавшихся ГКТ Татарстана тарифов для населения на 2008 год и предшествующие годы платы за содержание внутридомовых электрических сетей многоквартирных домов, гражданин Железнов-Липец А.А. считает, что ФСТ России при установлении предельных уровней тарифа для населения на 2010 год проиндексировала стоимость обслуживания электрических сетей в составе утвержденного ГКТ Татарстана тарифа для населения на 2009 год.

Изложенные доводы не соответствуют фактическим обстоятельствам утверждения ФСТ России предельных уровней тарифа для населения на 2010 год. Как следует из отзыва ФСТ России от 10.07.2012 № СН-5400/13 и пояснений его представителей в судебном заседании, при установлении приказом № 195-э/2 максимального предельного уровня регулируемого тарифа для населения на 2010 год использовался не метод индексации, как полагает гражданин Железнов-Липец А.А., а метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Из представленных ФСТ России данных следует, что при расчете указанного уровня тарифа для группы потребителей «население» на 2010 год в соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования в указанный тариф были включены следующие слагаемые:

1) средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;

2) сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;

3) сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;

4) стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.

С учетом изложенного, ссылка заявителя на то, что при установлении максимального предельного уровня тарифа ФСТ использовался регулируемый тариф для населения, утвержденный ГКТ Татарстана на 2009 год, включавший стоимость содержания внутридомовых электрических сетей, неосновательна.

С учетом оснований заявленного гражданином Железновым-Липцом А.А. требования, суд считает, что использование ФСТ России при установлении предельного максимального уровня тарифа для населения метода индексации материалами дела не подтверждена, а примененный ФСТ России метод экономически обоснованных расходов (затрат) для установления предельных уровней тарифа на 2010 год исключает возможность «индексации» платы за «содержание внутридомовых электрических сетей многоквартирных домов», которая включалась в тариф для населения на 2008 и предшествующие годы.

Что касается ссылок гражданина Железнова-Липца А.А. на необоснованное включение ГКТ Татарстана в тариф для населения на 2009 год завышенных расходов общества «Татэнергосбыт» на оплату труда, то они не могут быть предметом рассмотрения в настоящем деле, поскольку в силу части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверка соответствия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не относится к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции. При этом суд отмечает, что заявитель не лишен возможности защитить свои права с соблюдением правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о подсудности.

Таким образом, суд не усматривает несоответствия приказа ФСТ России от 24.08.2010 № 195-э/2 Основам ценообразования, имеющим большую юридическую силу.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, решил:

1. В удовлетворении заявления гражданина Железнова-Липца Андрея Алексеевича (г. Казань) отказать.

2. Признать приказ ФСТ России от 24.08.2010 № 195-э/2 «О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 22 сентября 2009 г. № 216-э/2 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2010 год» соответствующим Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, имеющим большую юридическую силу.

3. Решение может быть пересмотрено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в порядке надзора по заявлению, поданному в течение трех месяцев с момента вступления его в законную силу.

Председательствующий судья О.Ю. Шилохвост
Судья Р.Г. Балахничева
Судья Н.П. Харчикова

источник: © ООО "НПП "Гарант-Сервис-Университет", 2012.  Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года


Возврат к списку

 

Объявления для граждан также публикуются в разделе Обратная связь / Объявления

slot malaysia
10.10.2016 Об оплате тепловой энергии в части отопления и за горячую воду
10.12.2015 С нового года отменяется регулирование цен на теплоэнергию для промышленных потребителей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ)
20.11.2015 Об индексах изменения размера платы за коммунальные услуги по регионам (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. № 2222-р)
31.05.2015 Если ребенок был прописан в квартире, но никогда в ней не проживал... (Определение СК по ГД ВС РФ от 20.01.15 N 4-КГ14-35)
31.05.2015 Не только газоснабжающая организация вправе устанавливать, заменять и эксплуатировать газовые счетчики (Определение СК по ЭС ВС РФ от 15.04.15 N 308-КГ14-6110)
31.05.2015 О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Постановление Правительства Тверской обл от 21.04.15 г. № 178-пп)
30.04.2015 Организация и проведение дератизационных мероприятий: санэпидтребования (Постановление Главного госсанврача РФ от 22.09.14 г. № 58)
30.04.2015 Рассчитываем объем принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (Приказ Минстроя РФ от 17.10.14 № 641/пр)
30.04.2015 Можно ли через суд признать занимаемые помещения жилыми? (Определение СК по ГД ВС РФ от 17.02.15 N 34-КГ14-14)
30.04.2015 Выселение граждан из общежития из-за его передачи иному юрлицу: полагается ли другое жилье? (Определение СК по ГД ВС от 23.12.14 N 44-КГ14-7)
30.04.2015 Если отходы вывозит спецорганизация, это еще не значит, что она обязана и платить за загрязнение окружающей среды (Определение СК по ЭС ВС РФ от 30.03.15 N 301-КГ14-3251)
30.04.2015 В каких случаях предъявляется иск о признании права собственности отсутствующим? (Определение СК по ГД ВС РФ от 10.02.15 N 91-КГ14-5)
30.04.2015 Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание? (Письмо ФАС от 11 февраля 2015 г. № АЦ/5788/15)
24.04.2015 03.03.2015г. Руководитель ООО "Конаковский Жилфонд" В.И. Гуров получил в ГУ "ГЖИ" Тверской области Квалификационный аттестат. (Дополнено: 20.04.15г ООО "Конаковский Жилфонд" получена лицензия на право управления МКД)
Дополнено от 15.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о том, что ООО "Конаковский Жилфонд" в соответствии с Приказом ГУ "ГЖИ" 16-ОД от 09.04.2015г. выдана лицензия на право управления МКД №001 (дата регистрации 10.04.2015г.), с чем нас и поздравляем!!!!! 
Дополнено от 24.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о вручении 20.04.15г. в торжественной обстановке 8-ми управляющим компаниям Тверской области  лицензий на право управления МКД, среди которых - и наша компания ООО "Конаковский Жилфонд", получившая лицензию  №000001 серии 069 000001 от 10.04.15г. Также с Фоторепортажем можно знакомиться здесь.

      Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_1.jpg    Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_2.jpg
04.04.2015 Управление многоквартирными домами: порядок сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата (Приказ Минстроя РФ от 5 декабря 2014 г. № 789/пр)