ООО Управляющая компания
КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД

Акт о дате начала отопительного сезона не является нормативно-правовым (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.12 № 12701/11)

 

02.07.2012

Акт о дате начала отопительного сезона не является нормативно-правовым (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.03.12 № 12701/11)

Акт о дате начала отопительного сезона не является  нормативно-правовым (Постановление Президиума ВАС РФ  от  06.03.12 №  12701/11)

Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию  арбитражного суда, поскольку проверка оспариваемого акта, которым  определено начало отопительного периода, проведена не в соответствии с  действующим законодательством


Общество обратилось в  суд  с  целью  оспорить  муниципальный  акт, которым была определена дата начала отопительного периода.
 Суды двух инстанций сочли, что акт незаконен.
 Президиум ВАС РФ отправил дело  на  новое  рассмотрение  и   пояснил следующее.
 Нижестоящие суды рассмотрели дело исходя из того, что   оспариваемый акт является нормативно-правовым.
 Ранее Пленумом ВС РФ  было  дано  толкование  понятию   "нормативный правовой акт".
 Было  установлено,  что  подобный  акт  должен  иметь   определенные признаки: издание его в  установленном  порядке  управомоченным   органом государственной или муниципальной власти, должностным лицом;  наличие   в нем правовых норм (правил поведения), обязательных  для   неопределенного круга лиц и рассчитанных на неоднократное применение.
 При этом данные нормы должны быть направлены на урегулирование,   на изменение или прекращение общественных отношений.
 Между тем в данном случае оспариваемый акт перечисленными признаками не обладал.
 Он был рассчитан на однократное применение, не устанавливал правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц.
 Действие  этого  акта  было   индивидуализировано.   Он     создавал обязанности лишь для конкретных хозяйствующих субъектов, перечисленных в нем (в части принятия мер по пуску тепла в дома и на иные объекты).
 Соответственно, дело нужно было рассмотреть  по  правилам  АПК   РФ, предусмотренным для оспаривания ненормативных правовых актов.

27 июня 2012

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 марта 2012 г. № 12701/11 Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда, поскольку проверка оспариваемого акта, которым определено начало отопительного периода, проведена не в соответствии с действующим законодательством

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Шилохвоста О.Ю., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011 по делу № А65-21936/2010 Арбитражного суда Республики Татарстан.

Заслушав и обсудив доклад судьи Пановой И.В., Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Комплект+Сервис» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании постановления Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - комитет) от 30.09.2009 № 2849 «О начале отопительного периода 2009-2010 годов в Альметьевском муниципальном районе» (далее - постановление комитета) не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, пункту 11.7 приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 и недействующим.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, муниципальное учреждение «Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства Альметьевского муниципального района Республики Татарстан», государственное учреждение «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» (далее - управление по гидрометеорологии), открытое акционерное общество «Альметьевские тепловые сети» и общество с ограниченной ответственностью «Альтехносервис».

Основанием для обращения общества в суд послужило такое обстоятельство.

Указанным постановлением комитета установлено начало отопительного периода в Альметьевском районе на 2009-2010 годы с 01.10.2009.

Общество не согласилось с этим постановлением.

По его мнению, у комитета отсутствовали основания для принятия решения о начале отопительного сезона на 2009-2010 годы с 01.10.2009, поскольку по данным управления по гидрометеорологии среднесуточная температура наружного воздуха 26, 27.09.2009 была +8 °С, последующие трое суток - более +10 °С, то есть в течение пяти суток подряд температура +8 °С не сохранялась, следовательно, комитет необоснованно установил начало отопительного периода с этой даты.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2011 требование удовлетворено.

Суд первой инстанции исходил из того, что при издании постановления комитета - муниципального нормативного правового акта - допущено нарушение правил введения нормативного правового акта в действие, в частности правил его опубликования.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 02.06.2011 решение суда первой инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции комитет просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, дело направить на новое рассмотрение.

В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и отзыве на него, Президиум считает, что решение суда первой и постановление суда кассационной инстанций подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Понятию «нормативный правовой акт» дано толкование в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», в пункте 9 которого определено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются следующие: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Постановление комитета, которым определено начало отопительного периода в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан, применяется однократно и не обладает признаками нормативного правового акта, так как им не устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того, данное постановление комитета индивидуализировано и создает обязанности для конкретных хозяйствующих субъектов, перечисленных в нем, по принятию мер по пуску тепла в жилые дома и на объекты социального назначения.

В связи с тем, что проверка оспариваемого акта проведена не в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и постановление комитета не подлежит обязательному опубликованию, решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, противоречат правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам применения административного законодательства и согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2011 по делу № А65-21936/2010 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2011 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Председательствующий А.А. Иванов

Источник: www.garant.ru


Возврат к списку

 

Объявления для граждан также публикуются в разделе Обратная связь / Объявления

slot malaysia
10.10.2016 Об оплате тепловой энергии в части отопления и за горячую воду
10.12.2015 С нового года отменяется регулирование цен на теплоэнергию для промышленных потребителей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ)
20.11.2015 Об индексах изменения размера платы за коммунальные услуги по регионам (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. № 2222-р)
31.05.2015 Если ребенок был прописан в квартире, но никогда в ней не проживал... (Определение СК по ГД ВС РФ от 20.01.15 N 4-КГ14-35)
31.05.2015 Не только газоснабжающая организация вправе устанавливать, заменять и эксплуатировать газовые счетчики (Определение СК по ЭС ВС РФ от 15.04.15 N 308-КГ14-6110)
31.05.2015 О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Постановление Правительства Тверской обл от 21.04.15 г. № 178-пп)
30.04.2015 Организация и проведение дератизационных мероприятий: санэпидтребования (Постановление Главного госсанврача РФ от 22.09.14 г. № 58)
30.04.2015 Рассчитываем объем принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (Приказ Минстроя РФ от 17.10.14 № 641/пр)
30.04.2015 Можно ли через суд признать занимаемые помещения жилыми? (Определение СК по ГД ВС РФ от 17.02.15 N 34-КГ14-14)
30.04.2015 Выселение граждан из общежития из-за его передачи иному юрлицу: полагается ли другое жилье? (Определение СК по ГД ВС от 23.12.14 N 44-КГ14-7)
30.04.2015 Если отходы вывозит спецорганизация, это еще не значит, что она обязана и платить за загрязнение окружающей среды (Определение СК по ЭС ВС РФ от 30.03.15 N 301-КГ14-3251)
30.04.2015 В каких случаях предъявляется иск о признании права собственности отсутствующим? (Определение СК по ГД ВС РФ от 10.02.15 N 91-КГ14-5)
30.04.2015 Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание? (Письмо ФАС от 11 февраля 2015 г. № АЦ/5788/15)
24.04.2015 03.03.2015г. Руководитель ООО "Конаковский Жилфонд" В.И. Гуров получил в ГУ "ГЖИ" Тверской области Квалификационный аттестат. (Дополнено: 20.04.15г ООО "Конаковский Жилфонд" получена лицензия на право управления МКД)
Дополнено от 15.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о том, что ООО "Конаковский Жилфонд" в соответствии с Приказом ГУ "ГЖИ" 16-ОД от 09.04.2015г. выдана лицензия на право управления МКД №001 (дата регистрации 10.04.2015г.), с чем нас и поздравляем!!!!! 
Дополнено от 24.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о вручении 20.04.15г. в торжественной обстановке 8-ми управляющим компаниям Тверской области  лицензий на право управления МКД, среди которых - и наша компания ООО "Конаковский Жилфонд", получившая лицензию  №000001 серии 069 000001 от 10.04.15г. Также с Фоторепортажем можно знакомиться здесь.

      Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_1.jpg    Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_2.jpg
04.04.2015 Управление многоквартирными домами: порядок сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата (Приказ Минстроя РФ от 5 декабря 2014 г. № 789/пр)