|
||||||||
|
Тарифы на горячую воду: законен ли порядок, в соответствии с которым они устанавливаются? (РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 29.06.12г.№ ВАС-4747/12)
03.07.2012
Тарифы на горячую воду: законен ли порядок, в соответствии с которым они устанавливаются? (РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 29.06.12г.№ ВАС-4747/12)Тарифы на горячую воду: законен ли порядок, в соответствии с которым они устанавливаются? (РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 29.06.12г.№ ВАС-4747/12) Оспаривались отдельные положения, регулирующие порядок установления тарифов на горячую воду и надбавок к ним.
3 июля 2012 РЕШЕНИЕ Высшего Арбитражного Суда России (ВАС РФ) от 29 июня 2012 г. №ВАС-4747/12Именем Российской ФедерацииРезолютивная часть решения объявлена 22 июня 2012 года Полный текст решения изготовлен 29 июня 2012 года Высший Арбитражный Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Ксенофонтовой Н.А. и Шилохвоста О.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кушнаренко Б.М. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чкаловская» (далее - управляющая компания) от 30.03.2012 о признании недействующими абзаца первого пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, в части слов «в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем её отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения)» и абзаца четвертого пункта 7 Методических указаний как не соответствующих нормативным правовым, имеющим большую юридическую силу. В судебном заседании приняли участие представители: от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чкаловская»: Семенов С.А. по доверенности от 01.03.2012; Артюх А.А. по доверенности от 01.03.2012; от заинтересованного лица - Министерства регионального развития Российской Федерации: Русских Е.Е. по доверенности от 10.01.2012 № 4-С; Павлова Е.В. по доверенности от 10.01.2012 № 3-С. Суд установил: управляющая компания обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца первого пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - министерство) от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания) в части слов «в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем её отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения)» и абзаца четвертого пункта 7 Методических указаний не соответствующими нормам Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (с учетом уточнения требования). Суд считает необходимым сделать оговорку о том, что с точки зрения используемой в российском законодательстве юридической техники оспариваемые заявителем абзацы являются абзацами первым, шестым - восьмым. Текст пункта 7 Методических указаний опубликован в печатном издании «Российская газета», № 63, 25.03.2011. В соответствии с абзацем первым пункта 7 Методических указаний тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения). В абзаце 4 пункта 7 Методических указаний предусмотрено следующее: если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают: - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии). В обоснование нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, возложения на нее обязанности по осуществлению расчетов за горячую воду с ресурсоснабжающими организациями в порядке, не предусмотренном нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, управляющая компания указывает на незаконность исключения оспариваемым в части пунктом 7 Методических указаний из системы регулируемых тарифов платы за горячую воду, поступающую к потребителю по открытой системе теплоснабжения, и установления вида платы для потребителя за горячую воду, поступающую по такой системе, не соответствующего ни одноставочному, ни двухставочному тарифу на горячую воду. При этом заявитель ссылается на пункты 6 и 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования), которыми предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду, устанавливаемые в виде одноставочного либо двухставочного тарифов и предусматривающие использование ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 кубический метр горячей воды и ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения из расчета платы за 1 кубический метр горячей воды в час присоединенной мощности. Заявитель указывает, что из буквального толкования оспариваемой части абзаца первого и абзаца четвертого пункта 7 Методических указаний следует, что установление тарифа на горячую воду поставлено министерством в зависимость от типа системы теплоснабжения (закрытой или открытой), что не предусмотрено пунктами 6, 7 Основ ценообразования. При этом в отношении организаций коммунального комплекса, использующих открытую систему теплоснабжения, потребителям предписывается производить оплату горячего водоснабжения как совокупность тарифа на тепловую энергию, используемую для целей горячего водоснабжения, и стоимости расхода теплоносителя на цели горячего водоснабжения в открытой системе теплоснабжения производителя тепловой энергии, что, по мнению управляющей компании, не соответствует пункту 7 Основ ценообразования, не предусматривающему включение в состав платы за горячую воду стоимости расхода теплоносителя. Заявитель обращает внимание на то, что такая составляющая часть платы за горячую воду не отнесена законодательством к видам коммунальных ресурсов с регулируемым ценообразованием. Заявитель полагает, что министерство приняло оспариваемую часть пункта 7 Методических указаний с превышением полномочий, так как имеющими большую юридическую силу Основами ценообразования к его компетенции не отнесено право на изменение системы регулируемых тарифов и право на установление иных видов платы за горячую воду, не соответствующих одноставочному или двухставочному тарифу. Министерство в отзыве на заявление и в судебном заседании не согласилось с требованием управляющей компании, ссылаясь на принятие Методических указаний в пределах предоставленных полномочий, соответствие абзаца первого и абзаца четвертого пункта 7 в оспариваемой части Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основам ценообразования, иному законодательству, принятие оспариваемой части пункта 7 с учетом специфики приготовления горячей воды в открытой системе теплоснабжения. Исследовав материалы дела и представленные доказательства и выслушав представителей управляющей компании и министерства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования. Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (далее - постановление № 2), согласно которому министерству предписано по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами ценообразования. Согласно пункту 4 Основ ценообразования тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации, которые определяют, помимо прочего правила расчета тарифов и надбавок. Таким образом, в целом Методические указания приняты министерством в пределах своих полномочий. Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса» к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Во исполнение этого полномочия Правительство Российской Федерации постановлением № 2 утвердило Основы ценообразования, пунктом 5 которых в систему регулируемых тарифов и надбавок включены тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам и тарифы на подключение. Согласно пункту 6 названных Основ к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесены, помимо прочего, тарифы на горячую воду, устанавливаемые в силу пункта 7 органами регулирования в виде одноставочного тарифа, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, а также двухставочного тарифа, состоящего из ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды и ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды в час присоединенной мощности. Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями (абзац 5 пункта 7 Основ ценообразования). По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзац 5 пункта 7 Основ ценообразования" имеется в виду "абзац 6 пункта 7 Основ ценообразования" Таким образом, указанными нормами Основ ценообразования не предусмотрено установление тарифов на горячую воду с применением такого показателя как расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией. Из буквального толкования абзаца первого пункта 7 Методических указаний во взаимосвязи с абзацем четвертым следует, что тарифы (одноставочный или двухставочный) устанавливаются только для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов и оказывающих услуги по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается отбор сетевой воды (теплоносителя) потребителем. Такая система теплоснабжения поименована закрытой. По смыслу абзаца четвертого пункта 7 Методических указаний при осуществлении горячего водоснабжения посредством открытой системы теплоснабжения, то есть той, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде, тариф на горячую воду не устанавливается, а потребители оплачивают тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды. Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у министерства полномочий на утверждение Методических указаний в части установления в них системы регулируемых тарифов, не соответствующей пунктам 5, 6, 7 Основ ценообразования. Министерство в обоснование правомерности установления оспариваемого в части пункта 7 Методических указаний ссылается на различия открытой и закрытой систем теплоснабжения, в силу которых в открытой системе теплоснабжения горячее водоснабжение осуществляется без использования холодной воды, циркулирующей в системе холодного водоснабжения и нагреваемой до необходимой температуры, как это происходит в закрытой системе. В открытой системе теплоснабжения горячее водоснабжение осуществляется путем отбора потребителями сетевой воды (теплоносителя), которую теплоснабжающие организации не приобретают у водоснабжающей организации, а самостоятельно добывают и приготовляют теплоноситель, в связи с чем их нельзя отнести к организациям коммунального комплекса, осуществляющим деятельность в сфере холодного водоснабжения. Исходя из этого стоимость забора и приготовления сетевой воды (теплоносителя), по мнению министерства, не может быть предметом регулирования в указанной сфере и не требует установления для теплоснабжающих организаций тарифа на холодную воду, который согласно пункту 48 Основ ценообразования используется при установлении тарифа на горячую воду, приготовленную в закрытой системе теплоснабжения. В обоснование правомерности установления абзацев первого и четвертого пункта 7 Методических указаний министерство ссылается на пункт 5 части 1 статьи 8, статьи 10 и 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), которыми предусмотрено регулирование тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, и определяются полномочия, порядок и способы установления, в том числе тарифов на теплоноситель, а также на Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в котором законодательно закреплена специфика открытых систем теплоснабжения. Суд считает неосновательной ссылку министерства на указанные федеральные законы, поскольку в настоящее время Закон о теплоснабжении не регулирует отношения с участием теплоснабжающих организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании открытыми системами теплоснабжения (горячего водоснабжения), с использованием которых осуществляется горячее водоснабжение, что подтверждается статьями 20 и 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», согласно которым изменения в Закон о теплоснабжении, распространяющие его действие на отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), вводятся в действие с 01.01.2013. Доказательств применимости указанных изменений Закона о теплоснабжении к отношениям по горячему водоснабжению на момент принятия и утверждения оспариваемых в части Методических указаний вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерством не представлено. Таким образом, суд считает, что оспариваемые положения абзацев первого и четвертого пункта 7 Методических указаний приняты министерством с превышением полномочий, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права управляющей компании, возлагая на нее обязанность по осуществлению расчетов за горячую воду с ресурсоснабжающими организациями в порядке, не предусмотренном нормативными правовыми актами. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил: заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чкаловская» удовлетворить. Признать абзац первый пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, в части слов «в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем её отбора из тепловой сети, а так же абзац четвертый пункта 7 Методических указаний не соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, и недействующими. Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в течении трех месяцев с момента вступления его в законную силу.
Источник: www.garant.ru Объявления для граждан также публикуются в разделе Обратная связь / Объявления slot malaysia |
|
||||||
|