ООО Управляющая компания
КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД

Тарифы на горячую воду: законен ли порядок, в соответствии с которым они устанавливаются? (РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 29.06.12г.№ ВАС-4747/12)

 

03.07.2012

Тарифы на горячую воду: законен ли порядок, в соответствии с которым они устанавливаются? (РЕШЕНИЕ ВАС РФ от 29.06.12г.№ ВАС-4747/12)

Тарифы на горячую воду: законен ли порядок, в соответствии с которым они устанавливаются? (РЕШЕНИЕ ВАС РФ от  29.06.12г.№ ВАС-4747/12)

Оспаривались отдельные положения, регулирующие порядок установления тарифов на горячую воду и надбавок к ним.
 Согласно  этим  нормам  тарифы  (надбавки)       устанавливаются для организаций коммунального комплекса, которые непосредственно   производят горячую воду (в т. ч. с использованием центральных тепловых  пунктов)   и оказывают услуги по горячему водоснабжению.
 При этом при оказании названных услуг применяется  водяная   система теплоснабжения, в которой не используется сетевая  вода   (теплоноситель) путем ее отбора из теплосети (закрытая система теплоснабжения).
 Если применяется открытая система теплоснабжения (т. е.  в   которой используется  вся  или  часть  указанной  сетевой  воды),     потребители оплачивают   тариф   на   теплоэнергию,   используемую       для горячего водоснабжения, а также расход теплоносителя на подогрев воды.
 Как указал заявитель,  данные  положения  незаконно  обязывают  при использовании открытой системы теплоснабжения включать в состав платы за горячую воду стоимость расхода теплоносителя.
 ВАС РФ счел, что  данные  нормы  противоречат    законодательству, и пояснил следующее.
 Основы   ценообразования   в   сфере   деятельности      организаций коммунального комплекса не  предусматривают,  что  в  открытых   системах теплоснабжения тарифы на горячую воду могут устанавливаются с применением такого  показателя,  как  "расход  теплоносителя   на   цели   горячего водоснабжения".
 Между  тем   приведенные   положения   допускают       подобное. Это свидетельствует о том,  что  ведомство,  принимая  акт,  нормы   которого оспариваются, превысило свои полномочия.
 Ссылки на Закон о теплоснабжении несостоятельны.
 Причина - этот закон  будет  регулировать  отношения,    связанные с горячим водоснабжением с использованием открытых  систем   теплоснабжения (горячего водоснабжения), лишь с 01.01.2013.
 Кроме того, из буквального толкования оспариваемых положений следует необоснованный вывод  о  том,  что  тарифы  устанавливаются    только при использовании закрытой системы теплоснабжения.
 С учетом этого положения в соответствующей части  также   признаются недействующими.

3 июля 2012

РЕШЕНИЕ Высшего Арбитражного Суда России (ВАС РФ) от 29 июня 2012 г. №ВАС-4747/12

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2012 года

Полный текст решения изготовлен 29 июня 2012 года

Высший Арбитражный Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Ксенофонтовой Н.А. и Шилохвоста О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кушнаренко Б.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чкаловская» (далее - управляющая компания) от 30.03.2012 о признании недействующими абзаца первого пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, в части слов «в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем её отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения)» и абзаца четвертого пункта 7 Методических указаний как не соответствующих нормативным правовым, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чкаловская»: Семенов С.А. по доверенности от 01.03.2012; Артюх А.А. по доверенности от 01.03.2012;

от заинтересованного лица - Министерства регионального развития Российской Федерации: Русских Е.Е. по доверенности от 10.01.2012 № 4-С; Павлова Е.В. по доверенности от 10.01.2012 № 3-С.

Суд установил:

управляющая компания обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца первого пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - министерство) от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания) в части слов «в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем её отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения)» и абзаца четвертого пункта 7 Методических указаний не соответствующими нормам Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (с учетом уточнения требования).

Суд считает необходимым сделать оговорку о том, что с точки зрения используемой в российском законодательстве юридической техники оспариваемые заявителем абзацы являются абзацами первым, шестым - восьмым.

Текст пункта 7 Методических указаний опубликован в печатном издании «Российская газета», № 63, 25.03.2011.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 Методических указаний тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).

В абзаце 4 пункта 7 Методических указаний предусмотрено следующее: если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:

- тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).

В обоснование нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, возложения на нее обязанности по осуществлению расчетов за горячую воду с ресурсоснабжающими организациями в порядке, не предусмотренном нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, управляющая компания указывает на незаконность исключения оспариваемым в части пунктом 7 Методических указаний из системы регулируемых тарифов платы за горячую воду, поступающую к потребителю по открытой системе теплоснабжения, и установления вида платы для потребителя за горячую воду, поступающую по такой системе, не соответствующего ни одноставочному, ни двухставочному тарифу на горячую воду.

При этом заявитель ссылается на пункты 6 и 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования), которыми предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду, устанавливаемые в виде одноставочного либо двухставочного тарифов и предусматривающие использование ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 кубический метр горячей воды и ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения из расчета платы за 1 кубический метр горячей воды в час присоединенной мощности.

Заявитель указывает, что из буквального толкования оспариваемой части абзаца первого и абзаца четвертого пункта 7 Методических указаний следует, что установление тарифа на горячую воду поставлено министерством в зависимость от типа системы теплоснабжения (закрытой или открытой), что не предусмотрено пунктами 6, 7 Основ ценообразования. При этом в отношении организаций коммунального комплекса, использующих открытую систему теплоснабжения, потребителям предписывается производить оплату горячего водоснабжения как совокупность тарифа на тепловую энергию, используемую для целей горячего водоснабжения, и стоимости расхода теплоносителя на цели горячего водоснабжения в открытой системе теплоснабжения производителя тепловой энергии, что, по мнению управляющей компании, не соответствует пункту 7 Основ ценообразования, не предусматривающему включение в состав платы за горячую воду стоимости расхода теплоносителя. Заявитель обращает внимание на то, что такая составляющая часть платы за горячую воду не отнесена законодательством к видам коммунальных ресурсов с регулируемым ценообразованием.

Заявитель полагает, что министерство приняло оспариваемую часть пункта 7 Методических указаний с превышением полномочий, так как имеющими большую юридическую силу Основами ценообразования к его компетенции не отнесено право на изменение системы регулируемых тарифов и право на установление иных видов платы за горячую воду, не соответствующих одноставочному или двухставочному тарифу.

Министерство в отзыве на заявление и в судебном заседании не согласилось с требованием управляющей компании, ссылаясь на принятие Методических указаний в пределах предоставленных полномочий, соответствие абзаца первого и абзаца четвертого пункта 7 в оспариваемой части Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основам ценообразования, иному законодательству, принятие оспариваемой части пункта 7 с учетом специфики приготовления горячей воды в открытой системе теплоснабжения.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства и выслушав представителей управляющей компании и министерства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Оспариваемый в части нормативный правовой акт принят во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (далее - постановление № 2), согласно которому министерству предписано по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами ценообразования.

Согласно пункту 4 Основ ценообразования тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации, которые определяют, помимо прочего правила расчета тарифов и надбавок.

Таким образом, в целом Методические указания приняты министерством в пределах своих полномочий.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов коммунального комплекса» к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Во исполнение этого полномочия Правительство Российской Федерации постановлением № 2 утвердило Основы ценообразования, пунктом 5 которых в систему регулируемых тарифов и надбавок включены тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам и тарифы на подключение.

Согласно пункту 6 названных Основ к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесены, помимо прочего, тарифы на горячую воду, устанавливаемые в силу пункта 7 органами регулирования в виде одноставочного тарифа, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, а также двухставочного тарифа, состоящего из ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды и ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды в час присоединенной мощности.

Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется регулирующими органами в порядке, определяемом методическими указаниями (абзац 5 пункта 7 Основ ценообразования).

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзац 5 пункта 7 Основ ценообразования" имеется в виду "абзац 6 пункта 7 Основ ценообразования"

Таким образом, указанными нормами Основ ценообразования не предусмотрено установление тарифов на горячую воду с применением такого показателя как расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией.

Из буквального толкования абзаца первого пункта 7 Методических указаний во взаимосвязи с абзацем четвертым следует, что тарифы (одноставочный или двухставочный) устанавливаются только для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов и оказывающих услуги по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается отбор сетевой воды (теплоносителя) потребителем. Такая система теплоснабжения поименована закрытой.

По смыслу абзаца четвертого пункта 7 Методических указаний при осуществлении горячего водоснабжения посредством открытой системы теплоснабжения, то есть той, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде, тариф на горячую воду не устанавливается, а потребители оплачивают тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, и расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии у министерства полномочий на утверждение Методических указаний в части установления в них системы регулируемых тарифов, не соответствующей пунктам 5, 6, 7 Основ ценообразования.

Министерство в обоснование правомерности установления оспариваемого в части пункта 7 Методических указаний ссылается на различия открытой и закрытой систем теплоснабжения, в силу которых в открытой системе теплоснабжения горячее водоснабжение осуществляется без использования холодной воды, циркулирующей в системе холодного водоснабжения и нагреваемой до необходимой температуры, как это происходит в закрытой системе. В открытой системе теплоснабжения горячее водоснабжение осуществляется путем отбора потребителями сетевой воды (теплоносителя), которую теплоснабжающие организации не приобретают у водоснабжающей организации, а самостоятельно добывают и приготовляют теплоноситель, в связи с чем их нельзя отнести к организациям коммунального комплекса, осуществляющим деятельность в сфере холодного водоснабжения. Исходя из этого стоимость забора и приготовления сетевой воды (теплоносителя), по мнению министерства, не может быть предметом регулирования в указанной сфере и не требует установления для теплоснабжающих организаций тарифа на холодную воду, который согласно пункту 48 Основ ценообразования используется при установлении тарифа на горячую воду, приготовленную в закрытой системе теплоснабжения.

В обоснование правомерности установления абзацев первого и четвертого пункта 7 Методических указаний министерство ссылается на пункт 5 части 1 статьи 8, статьи 10 и 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), которыми предусмотрено регулирование тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, и определяются полномочия, порядок и способы установления, в том числе тарифов на теплоноситель, а также на Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в котором законодательно закреплена специфика открытых систем теплоснабжения.

Суд считает неосновательной ссылку министерства на указанные федеральные законы, поскольку в настоящее время Закон о теплоснабжении не регулирует отношения с участием теплоснабжающих организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании открытыми системами теплоснабжения (горячего водоснабжения), с использованием которых осуществляется горячее водоснабжение, что подтверждается статьями 20 и 22 Федерального закона от 07.12.2011 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», согласно которым изменения в Закон о теплоснабжении, распространяющие его действие на отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), вводятся в действие с 01.01.2013.

Доказательств применимости указанных изменений Закона о теплоснабжении к отношениям по горячему водоснабжению на момент принятия и утверждения оспариваемых в части Методических указаний вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерством не представлено.

Таким образом, суд считает, что оспариваемые положения абзацев первого и четвертого пункта 7 Методических указаний приняты министерством с превышением полномочий, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права управляющей компании, возлагая на нее обязанность по осуществлению расчетов за горячую воду с ресурсоснабжающими организациями в порядке, не предусмотренном нормативными правовыми актами.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Чкаловская» удовлетворить.

Признать абзац первый пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, в части слов «в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем её отбора из тепловой сети, а так же абзац четвертый пункта 7 Методических указаний не соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, и недействующими.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в течении трех месяцев с момента вступления его в законную силу.

Председательствующий судья Л.Г. Воронцова
Судья Н.А. Ксенофонтова
Судья О.Ю. Шилохвост

Источник: www.garant.ru


Возврат к списку

 

Объявления для граждан также публикуются в разделе Обратная связь / Объявления

slot malaysia
10.10.2016 Об оплате тепловой энергии в части отопления и за горячую воду
10.12.2015 С нового года отменяется регулирование цен на теплоэнергию для промышленных потребителей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ)
20.11.2015 Об индексах изменения размера платы за коммунальные услуги по регионам (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. № 2222-р)
31.05.2015 Если ребенок был прописан в квартире, но никогда в ней не проживал... (Определение СК по ГД ВС РФ от 20.01.15 N 4-КГ14-35)
31.05.2015 Не только газоснабжающая организация вправе устанавливать, заменять и эксплуатировать газовые счетчики (Определение СК по ЭС ВС РФ от 15.04.15 N 308-КГ14-6110)
31.05.2015 О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Постановление Правительства Тверской обл от 21.04.15 г. № 178-пп)
30.04.2015 Организация и проведение дератизационных мероприятий: санэпидтребования (Постановление Главного госсанврача РФ от 22.09.14 г. № 58)
30.04.2015 Рассчитываем объем принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (Приказ Минстроя РФ от 17.10.14 № 641/пр)
30.04.2015 Можно ли через суд признать занимаемые помещения жилыми? (Определение СК по ГД ВС РФ от 17.02.15 N 34-КГ14-14)
30.04.2015 Выселение граждан из общежития из-за его передачи иному юрлицу: полагается ли другое жилье? (Определение СК по ГД ВС от 23.12.14 N 44-КГ14-7)
30.04.2015 Если отходы вывозит спецорганизация, это еще не значит, что она обязана и платить за загрязнение окружающей среды (Определение СК по ЭС ВС РФ от 30.03.15 N 301-КГ14-3251)
30.04.2015 В каких случаях предъявляется иск о признании права собственности отсутствующим? (Определение СК по ГД ВС РФ от 10.02.15 N 91-КГ14-5)
30.04.2015 Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание? (Письмо ФАС от 11 февраля 2015 г. № АЦ/5788/15)
24.04.2015 03.03.2015г. Руководитель ООО "Конаковский Жилфонд" В.И. Гуров получил в ГУ "ГЖИ" Тверской области Квалификационный аттестат. (Дополнено: 20.04.15г ООО "Конаковский Жилфонд" получена лицензия на право управления МКД)
Дополнено от 15.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о том, что ООО "Конаковский Жилфонд" в соответствии с Приказом ГУ "ГЖИ" 16-ОД от 09.04.2015г. выдана лицензия на право управления МКД №001 (дата регистрации 10.04.2015г.), с чем нас и поздравляем!!!!! 
Дополнено от 24.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о вручении 20.04.15г. в торжественной обстановке 8-ми управляющим компаниям Тверской области  лицензий на право управления МКД, среди которых - и наша компания ООО "Конаковский Жилфонд", получившая лицензию  №000001 серии 069 000001 от 10.04.15г. Также с Фоторепортажем можно знакомиться здесь.

      Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_1.jpg    Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_2.jpg
04.04.2015 Управление многоквартирными домами: порядок сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата (Приказ Минстроя РФ от 5 декабря 2014 г. № 789/пр)