ООО Управляющая компания
КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД

Крокодильи слезы монополистов - или псевдозабота о нерадивом тарифообразовании

Смотрите также раздел Обратная связь/Объявления

ВНИМАНИЕ: В СВЯЗИ С ВОЗНИКАЮЩЕЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ ПО ВНЕСЕНИЮ В ФОНД  КАПРЕМОНТА ТВЕРСКОЙ  ОБЛ С  01 ИЮЛЯ  2014Г ПЛАТЫ ЗА КАПРЕМОНТ ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ВЫДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

РАЗЪЯСНЕНИЯ ООО "КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД" ПО ВОПРОСУ ОПЛАТЫ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В ЧАСТИ ОДН ПО СЧЕТАМ ОП "ТВЕРЬАТОМЭНЕРГОСБЫТ" (дополнено 21.10.2014г, 22.10.2014г, 27.01.2015, 01.06.2015г, 02.07.2015, 14.07.2017, 16.07.2015,30.07.15, 10.08.15г, 05.10.15, 19.01.2016г, 17.02.16(!!!))

ВНИМАНИЕ:  ПРОСИМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕРЕДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ УЧЕТАЧЕРЕЗ НАШ САЙТ не позднее 25-го числа текущего месяца (за июнь - до 25 июня и т.д.) - чтобы перейти к разделу передачи показаний ИПУ, нажмите на выделенный синим цветом фрагмент


03.04.2012

Крокодильи слезы монополистов - или псевдозабота о нерадивом тарифообразовании

Крокодильи слезы монополистов - или псевдозабота о нерадивом тарифообразовании

НДС для исполнителей коммунальных услуг: эпилог

Пожалуй, одной из наиболее напряжённых юридических драм в сфере коммунального хозяйства в прошлом году стала история с выставлением НДС исполнителям коммунальных услуг (управляющим организациям, ТСЖ, ЖК, ЖСК) сверх тарифа на соответствующий коммунальный ресурс (тепловую и электрическую энергию, воду, газ)

Напомню, Постановлением Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 N 12552/10 по делу N А33-16422/2009 ООО "Дивногорский водоканал" было отказано во взыскании с ТСЖ "Олимп" задолженности за потреблённую питьевую воду в части НДС, начисленного ресурсоснабжающей организацией сверх установленного тарифа на коммунальный ресурс. Этот прецедент повлёк целую волну судебных споров, в рамках которых исполнители коммунальных услуг либо отказывались оплачивать поставщикам энергии, воды и прочих ресурсов НДС, либо требовали возврата сумм НДС, уплаченных ранее.

Одновременно выявилось отсутствие единообразия в практике тарифного регулирования в отношении "коммунальных" потребителей. Часть регулирующих органов устанавливали тарифы для них с включением НДС в сумму тарифа, часть – не включая в тариф данный налог. При этом из содержания тарифного решения зачастую невозможно было достоверно определить, каким образом тариф был рассчитан в данном конкретном случае. Естественно, что для тех ресурсоснабжающих организаций (РСО), тариф которым был установлен без включения НДС, невозможность предъявить сумму налога потребителям при отсутствии оснований для освобождения от его уплаты, создавал реальные убытки в размере 18% стоимости полезного отпуска.

Понимание, что созданный прецедент может поставить на грань краха значительную часть предприятий отрасли, сформировалось и у Высшего Арбитражного Суда, который пошёл на беспрецедентный шаг и менее чем через год после формирования правовой позиции пересмотрел её, издав Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72, согласно которому при взыскании НДС с исполнителей коммунальных услуг надлежит исследовать вопрос, включена ли сумма налога в установленный тариф. На этом проблему можно было бы считать успешно разрешённой. Если бы не одно существенное "но", из-за которого данная тема будет оставаться актуальной для некоторых особо "невезучих" РСО ещё длительное время.

Этим "но" стало отсутствие в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72 оговорки о придании правовой позиции Пленума обратной силы. Между тем, согласно п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, пересмотр судебного акта по правилам главы 37 АПК РФ возможен только при условии, если в соответствующем акте ВАС РФ прямо указывается на такую возможность. Подробные разъяснения о применении этой нормы содержатся в п. 11 Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52. Помимо прочего, Пленум указывает, что "правовая позиция ВАС РФ, сформулированная в постановлении, не содержащем данного указания, не может служить основанием для пересмотра судебных актов в силу п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, однако в связи с положением, изложенным в абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ, учитывается судами со дня опубликования такого постановления при рассмотрении аналогичных дел, в том числе при пересмотре судебных актов в судах апелляционной и кассационной инстанций".

Хотя большинство споров между исполнителями коммунальных услуг и РСО не успели завершиться до опубликования Постановления Пленума от 17.11.2011, по части споров были приняты невыгодные для РСО решения. вступившие в законную силу. И РСО, обращавшиеся в ВАС РФ за пересмотром судебных актов на основании вновь сформированной правовой позиции, сталкивались с отказами в таком пересмотре. Причём отказывалось как в случае, если все судебные акты по делу были вынесены до 17.11.2011 (см. Определения ВАС РФ от 09.12.2011 N ВАС-14441/11 по делу N А60-4547/2011, от 13.02.2012 N ВАС-540/12 по делу N А05-14436/2010, от 15.03.2012 N ВАС-829/12 по делу N А71-9255/2010), так и в случае, когда суд кассационной инстанции не учитывал позицию Пленума ВАС РФ уже после её формирования(Определения ВАС РФ от 01.03.2012 N ВАС-17048/11 по делу N А05-3753/2011, от 02.03.2012 N ВАС-1765/12 по делу N А50-3304/2011, от 13.02.2012 N ВАС-641/12 по делу N А05-3244/2011).

Последний случай наиболее спорный и, на мой взгляд, противоречит процитированному выше разъяснению из Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52. Но так или иначе, позиция ВАС РФ по данным спорам окончательна, и РСО вынуждены искать другие способы возмещения убытков, причинённых им невозможностью предъявить потребителям суммы НДС.

21.11.2011 в интервью "Газете.ру" председатель ВАС РФ А.А. Иванов пояснил мотивы пересмотра позиции ВАС РФ по рассматриваемому вопросу, а также и то, почему новой позиции не была придана обратная сила. Первоначально ВАС РФ исходил из того, что сумма НДС всегда должна была быть включена в тариф для исполнителей коммунальных услуг и обратное было бы нарушением порядка ценообразования. Однако масштаб проблемы при таком подходе привёл бы кпредъявлению многомиллиардных претензий к бюджету. С другой стороны, если придать новой позиции обратную силу, то возможным стало бы доначисление платежей гражданам в тех случаях, когда управляющие организации не только добились пересчёта от РСО, но и успели транслировать его на население. Риск подобных социальных последствий ВАС РФ допустить также не мог.

Так что же делать РСО, которым не повезло оказаться в числе пионеров разрешения споров по НДС?Фактически, ответ подсказал сам председатель ВАС. Коль скоро при формировании правовой позиции Президиума от 22.02.2011 предполагалось, что НДС не включён в тарифы неправомерно, и требования о возмещении убытков РСО в результате такого нарушения могут быть адресованы бюджету, то это и есть наиболее обоснованный и оптимальный способ защиты в случае, когда применение новой "компромиссной" позиции от 17.11.2011 оказалось невозможным.

Можно рекомендовать рассматриваемой группе РСО подавать исковые заявления о возмещении убытков, причиненных органами регулирования (ст. 16, 1069 ГК РФ) в результате неправомерного невключения в тарифы для исполнителей коммунальных услуг сумм НДС. С учётом того, что решения об утверждении тарифов, как правило, распространяют своё действие на неопределённый круг лиц и являются нормативно-правовыми актами, а также позиции, изложенной в п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145, подобные требования целесообразно объединить стребованиями о признании недействующими соответствующих тарифных решений. Последнее возможно и в случае, если срок действия тарифного решения уже истёк, в силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 182-О.

Альтернативные способы возмещения убытков РСО представляются менее реалистичными в реализации. Так, учёт сумм НДС в качестве выпадающих доходов в следующем периоде регулирования в большинстве случаев будет невозможен, поскольку приведёт к превышению предельных уровней тарифов или индексов роста платы граждан за коммунальные услуги. Иски о взыскании с управляющих организаций, не транслировавших снижение платы за коммунальные ресурсы на граждан, неосновательного обогащения, видятся малоперспективными.

Александра Бороухина

Российский налоговый портал (taxpravo.ru), 02.04.2012

Источник: http://arbitr.ru/press-centr/smi/49082.html


Возврат к списку

 

slot malaysia
10.10.2016 Об оплате тепловой энергии в части отопления и за горячую воду
10.12.2015 С нового года отменяется регулирование цен на теплоэнергию для промышленных потребителей (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ)
20.11.2015 Об индексах изменения размера платы за коммунальные услуги по регионам (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. № 2222-р)
31.05.2015 Если ребенок был прописан в квартире, но никогда в ней не проживал... (Определение СК по ГД ВС РФ от 20.01.15 N 4-КГ14-35)
31.05.2015 Не только газоснабжающая организация вправе устанавливать, заменять и эксплуатировать газовые счетчики (Определение СК по ЭС ВС РФ от 15.04.15 N 308-КГ14-6110)
31.05.2015 О проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Постановление Правительства Тверской обл от 21.04.15 г. № 178-пп)
30.04.2015 Организация и проведение дератизационных мероприятий: санэпидтребования (Постановление Главного госсанврача РФ от 22.09.14 г. № 58)
30.04.2015 Рассчитываем объем принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей (Приказ Минстроя РФ от 17.10.14 № 641/пр)
30.04.2015 Можно ли через суд признать занимаемые помещения жилыми? (Определение СК по ГД ВС РФ от 17.02.15 N 34-КГ14-14)
30.04.2015 Выселение граждан из общежития из-за его передачи иному юрлицу: полагается ли другое жилье? (Определение СК по ГД ВС от 23.12.14 N 44-КГ14-7)
30.04.2015 Если отходы вывозит спецорганизация, это еще не значит, что она обязана и платить за загрязнение окружающей среды (Определение СК по ЭС ВС РФ от 30.03.15 N 301-КГ14-3251)
30.04.2015 В каких случаях предъявляется иск о признании права собственности отсутствующим? (Определение СК по ГД ВС РФ от 10.02.15 N 91-КГ14-5)
30.04.2015 Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание? (Письмо ФАС от 11 февраля 2015 г. № АЦ/5788/15)
24.04.2015 03.03.2015г. Руководитель ООО "Конаковский Жилфонд" В.И. Гуров получил в ГУ "ГЖИ" Тверской области Квалификационный аттестат. (Дополнено: 20.04.15г ООО "Конаковский Жилфонд" получена лицензия на право управления МКД)
Дополнено от 15.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о том, что ООО "Конаковский Жилфонд" в соответствии с Приказом ГУ "ГЖИ" 16-ОД от 09.04.2015г. выдана лицензия на право управления МКД №001 (дата регистрации 10.04.2015г.), с чем нас и поздравляем!!!!! 
Дополнено от 24.04.2015: на сайте ГУ "ГЖИ" опубликована информация о вручении 20.04.15г. в торжественной обстановке 8-ми управляющим компаниям Тверской области  лицензий на право управления МКД, среди которых - и наша компания ООО "Конаковский Жилфонд", получившая лицензию  №000001 серии 069 000001 от 10.04.15г. Также с Фоторепортажем можно знакомиться здесь.

      Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_1.jpg    Licenz OOO KGF 69_000001 ot 100415_str_2.jpg
04.04.2015 Управление многоквартирными домами: порядок сдачи квалификационного экзамена и получения аттестата (Приказ Минстроя РФ от 5 декабря 2014 г. № 789/пр)